Стр. 12 - 2

Упрощенная HTML-версия

философствования и конечная объяснительная инстанция. Экзегетика. Апофатический и
катафатический характер философствования. Вера как особая способность души.
«Схождение ума в сердце». Открытость истине. Корпоративность истины. Назидательный
характер философствования. Основные темы. Бог как истинное бытие. Теоцентризм,
провиденциализм, креационизм. Тема тринитарности. Христологическая тема. Смысл
явления Христа. Христианская антропология. Воплощение и развоплощение. Идея спасения.
Самопознание как богопознание. Проблема добра и зла. Свобода воли и Высшее благо.
Теодицея.
На каких догматах веры базируется христианская антропология?
Вопрос 3.
Августин (354–430 гг.). Метафизика «душевных глубин». «Познай Бога и
собственную душу. Бога – через душу, душу через Бога». «Я ошибаюсь (заблуждаюсь,
обманываю себя), следовательно, существую» – о чём нам говорят эти суждения Августина?
Релятивистская теория времени. Внутреннее время.
Как возможен вопрос о времени? Природа зла и свобода воли. Относительность зла.
Грех как торжество самодостаточности человеческого я. Истина и прозрение.
«Град земной» и «Град небесный». Эсхатологизм. Смысл истории как возможность её
исчерпания. Человек есть любовь. Значение взглядов Августина для духовной жизни
человека.
«Люби и тогда делай что хочешь!» Каков смысл этого утверждения Августина?
Вопрос 4.
Фома Аквинат (1221–1274) и предельная систематизация христианского
аристотелизма. Онтология Esse как бытие вообще и ens как отдельное бытие. Категории.
Актуальность и потенциальность. Причины. Форма и материя. Душа и тело. Эпистемология.
Проблема гармонизации веры и разума.
Английский историк 18 столетия Гиббон напишет: «…свершилось ужасное: вера
победила разум!» Можно ли утверждать, что Аквинат начал бы с ним по поводу этого
суждения спор? Почему?
Преодоление скептицизма.
Проблема добра и зла.
Как с позиций Фомы можно интерпретировать суждение: «Благими намеринями
дорога в ад вымощена»?
Бог как конечная духовная цель. Бог и мир. Способы доказательства бытия Бога.
Удаётся ли Аквинату гармонизировать веру и разум?
Вопрос 5.
Рост критических настроений среди схоластов. Прогресс знания.
Номинализм. У.Оккам. Отрицание доказуемости догматов вероучения. Разрыв естественного
знания и религиозной веры. Универсалии. «Бритва Оккама».
Какие факторы свидетельствуют об исчерпаемости схоластической проблематики и
приближении окончания этой значительной эпохи?
Оказало ли средневековое мировоззрение в целом влияние на формирование
медицинских взглядов и знание? Какое?
Темы рефератов
1. Блаженный Августин: жизнь и судьба.
Основная литература