Вопрос 1.
Платон и Сократ, наследие Сократа как основание философских поисков
Платона. Прокомментируйте слова А.Ф. Лосева о том, что «Платон вырастает на плечах
Сократа»; слова Л.И. Шестова – «именно смерть Сократа… заставляет его (Платона) с новой
силой ставить филсофские вопросы». Смысл «второй навигации», осуществленной
Платоном, и «открытие Гиперурании». Понятие «идеи» у Платона и его значение для
философии. Учение об идеях как онтология и гносеология. Миф о пещере и его
интерпретация. Понятие «интеллигибельности». Открытие интеллигибельного мира.
Вопрос 2.
Утверждение Платона о том, что подлинным бытием обладает лишь мир
идей становится самым привлекательным и самым критикуемым: Аристотель как первый
серьезный критик учения Платона и слова Аристотеля «Платон мне друг, но истина дороже».
Аргументы Аристотеля против учения Платона и обоснование понятий «форма», «материя»,
«энтелехия». Учение о причинах. Трактат «О душе». Учение о государстве. Понимание
природы человека и идея общего Блага у Аристотеля. Значение наследия Аристотеля для
философской традиции.
Семинарское занятие №3
Вопрос 1.
Духовная и социальная «революция» Александра Македонского. Империя и
место человека в ней. Человек как индивид, как подданный. Роль и значение философии в
эллинистическом и римском мире. Проблема познания и причины, повлиявшие на снижение
пафоса рационализма. Феномен веры и его место в эллинистической и римской культуре.
Вопрос 2.
Философские школы и их проблематика. Кинизм: основные понятия и идеи
(автаркия, автономия, апатия). Прокомментируйте слова Диогена – «Ищу человека».
Разрешение вопроса о природе человека и способа его достойного существования (человек
должен быть «нагим и свободным»). «Сад» Эпикура. Призыв эпикурейцев «проживи
незаметно» и его возможные интерпретации. Понятия апонии, атараксии, эвдаймонии.
Значение философских исканий для человека. Идея наслаждения. Стоики. Идея жизни
согласно природе и Логосу. Этический идеал стоиков – мудрец как истинный хозяин Судьбы.
Понятие апатии. Ригоризм. Пиррон и моральный скепсис: нет и не может быть никакого
рационального основания для предпочтения одного порядка вещейдругому. Позиция
индиффирентности, афасия, атараксия и апатия. Неоплатонизм: отличие от существующих
философских школ, проблема Единого.
Поясните, почему философия в лице эллинистических философских школ
превращается в «карету скорой помощи, подбирающих многих, нуждающихся в утешении»
(Б. Рассел).
Основная учебная литература
1. История философии/Под ред. В.П. Кохановского. Р-н-Д., 1999.
2. Реале Дж., Антисери Д. Западная философия от истоков до наших дней.
Античность. СПб., 1994.
3. Скирбекк Г., Гилье Н. История философия. М., 2000.
4. Шаповалов В.Ф. Основы философии. От классики к современности. М., 1999.
5. Чанышев А.Н. Курс лекций по древней и средневековой философии. М., 1991.
6. Чанышев А.Н. Философия Древнего мира. М., 1999.
7. Соколов В.В. Историческое введение в философию. М., 2003.