Стр. 9 - 2

Упрощенная HTML-версия

Темы рефератов
1. Влияние философских идей античности на развитие медицины (Гиппократ)
2. Гален и синтез античной медицины.
Семинарское занятие № 1
Вопрос 1.
Миф как способ освоения мира. Гомеровская мифопоэтика и
предфилософские идеи (чувство меры, искусство мотивации, стремление представить
реальность во всей полноте, синтез индивидуального и всеобщего). Условия появления
философии на фоне мифологического мышления в Древней Греции: дерзновенность
греческого духа, принцип свободы, ценность личности, агонистический характер греческой
культуры, опыт полисной государственности, феномен греческой гражданственности.
Античная философия как целостный феномен. Этапы развития греческой мысли, общая
характеристика.
Вопрос 2.
Досократические школы – три поколения философов-досократиков. Первое
поколение – Милетская школа, ионийцы (Фалес, Анаксимандр, Анаксимен): постановка
проблемы первоосновы сущего. Открытие
разумного
постижения мира, системность и
ясность в понимании мира. Мир как Единое,
ставшее
многим. Становление, изменение
эмпирически наблюдаемого мира как предпосылка для поиска единого основания целостного
Космоса.
Второе поколение философов – Гераклит Эфесский и Парменид Элейский. Проблема
подлинного, неизменного основания и его рационального постижения: Гераклит – «Все течет,
все изменяется»; Парменид – «Движения нет, поскольку оно логически невыводимо».
Единство и различие позиций. Мнение и знание, рациональная истина и человеческий разум.
Открытие Логоса и Бытия.
Третье поколение философов – Эмпедокл, Анаксагор, Демокрит. Идея атома: вечность
и неизменность атома, обоснование многообразия материального мира, утверждение
единства мира и рациональное обоснование становления мира. Атом и пустота как
универсальные объяснительные принципы.
Вопрос 3
.
Причины изменения философской проблематики от космологизма к
антропоцентризму:
а) многообразие философских взглядов (наследие досократиков) и проблема
условий достоверного рационального знания,
б) расцвет политической и духовной жизни в Афинах и внимание к реальности
человека, как действующего существа. Место человека в обществе.
Проблематизация человека Протагором: «Человек есть мера всех вещей». Возможные
интерпретации данного высказывания. Софисты как учителя мудрости. Разрешение
софистами этико-политических и эпистемологических вопросов. Философское значение идей
софистов. Сократ и проблема жизни человека в обществе: человек как субъект моральной и
познавательной деятельности. Отличия в понимании человека Сократом и софистами.
Добродетель как знание, учение Сократа о добродетелях: проблема всеобщего Блага.
Проблема познания всеобщего Блага и позиция «знания незнания». Ирония. Диалог.
Майевтика. Смерть Сократа: ее интерпретации и значение.
Семинарское занятие №2