Стр. 273 - 2

Упрощенная HTML-версия

осуществлялся с помощью программно-аппаратного комплекса Orto Expert согласно стандартам
Европейской
Ассоциацией
Кардиологии
и
Северо-Американской
Ассоциацией
Электрофизиологии и Кардиоритмологии, измерение артериального давления – согласно
приказу Министерства здравоохранения и социальной политики РФ № 4 от 24.01.2003.
В ходе исследования установлено, что экзаменационный эмоциональный стресс
оказывает существенное влияние на симпато-вагусный баланс в регуляции сердечного ритма.
Перед экзаменом произошло значительное повышение значений маркеров симпатического
отдела ВНС: AMo (с 42,61±1,69 до 49,74±1,70; критерий знаков (Z)=3,47; р=0,0005), ИН (с
110,85±10,11 до 171,10±18,55; Z=2,51; р=0,01), LF/HF (с 2,40±0,21 до 3,31±0,23; Z=3,71;
р=0,0002), pLF (с 63,67±1,80 до 72,30±1,39; Z=3,52; р=0,0004). Одновременно уменьшился тонус
парасимпатического отдела ВНС, на что указывает снижение значений RMSSD (с 0,047±0,003
до 0,033±0,002; Z=4,33; р<0,0001), pNN50 (с 25,84±2,38 до 11,50±1,53; Z=3,91; р<0,0001), HF (с
759,03±83,86 до 558,40±90,42; Z=2,99; р=0,003), pHF (с 36,33±1,80 до 27,70±1,39; Z=3,52;
р=0,0004). Сравнение уровня артериального давления перед экзаменом с межсессионным
периодом показало достоверное повышение ДАД - с 73,12±0,76 до 76,37±0,80 мм рт. ст.
(р<0,001), в то время как достоверных изменений уровня САД у исследованных студенток не
наблюдалось.
В качестве индикатора функционального состояния организма нами использовался
индекс напряжения регуляторных систем. Сравнение функционального состояния студенток в
межсессионный период с их состоянием перед экзаменом показало достоверное увеличение
“нормотоническим” типом регуляции (с 65,71% до 38,57%;
ходе корреляционного анализа выявлена достоверная связь между изучаемыми показателями в
межсессионный период и перед экзаменом: ЧСС (R=0,460; р<0,0001), pNN50 (R=0,268; р=0,03),
Mo (R=0,398; р<0,001), AMo (R=0,323; р=0,006), LF (R=0,364; р=0,002) HF (R=0,268; р=0,03),
САД (R=0,519; р<0,00001) и ДАД (R=0,561; р<0,00001), что отражает значимость характера
регуляции сердечного ритма в межсессионный период для особенностей протекания
экзаменационного стресса.
Следует отметить, что среди исследованных студенток нами обнаружены индивидуумы,
у которых не произошло повышения ЧСС перед экзаменом по сравнению с межсессионным
периодом (20%). У студенток с повышением ЧСС (80%) отмечалось достоверное уменьшение
мощности HF (с 784,55±94,56 до 406,61±59,72; Z=3,88; р=0,0001), некоторое снижение
мощности LF (с 1131,95±93,86 до 918,02±117,82; Z=1,74; р=0,08) и одновременно повышение
LF/HF (с 2,26±0,24 до 3,40±0,25; Z=3,88; р=0,0001). Таким образом, при эмоциональном стрессе
отмечается снижение спектральной мощности LF и HF, но снижение HF происходит в большей
степени, что приводит к повышению соотношения LF/HF.
А.А. Семенюк, А.В. Новосельцев
КОМПЛЕКСНОЕ ЛЕЧЕНИЕ ПЕРИТОНИТА
Омская государственная медицинская академия, г. Омск
(научный руководитель - д.м.н. проф.,
Заслуженный врач РФ К.К. Козлов)
В настоящее время большое внимание уделяется изучению методов лечения пареза
кишечника, развивающегося при разлитом гнойном перитоните и являющимся одним из