Стр. 272 - 2

Упрощенная HTML-версия

Американской Ассоциацией Электрофизиологии и Кардиоритмологии. Психологическое
тестирование включало выявление уровня ситуационной тревожности (СТ) (тест Спилбергера).
Изучение изменения СТ у студенток в ситуации ожидания экзамена показало её
значительное увеличение по отношению к межсессионному периоду (с 32,48±1,64 до 45,87±1,45
у.е. (р < 0,0001)), причем максимальный прирост данного показателя произошел в группе
“пессимисток” (р=0,006). В наибольшей степени увеличение ЧСС произошло в группе
“пессимисток” (на 13,31±3,22 уд/мин; р=0,006), в то время, как у “оптимисток” ЧСС в среднем
повысилась лишь на 9,04±1,86 уд/мин (р=0,001). При этом выявлено, что для “пессимисток”
характерно относительное повышение симпатического тонуса ВНС, на что указывает
достоверное увеличение отношения LF/HF перед экзаменом (критерий знаков (Z)=2,25; р=0,03),
pLF (Z=2,25; р=0,03), ИН (Z=2,75; р=0,006), АМо (Z=2,25; р=0,03), а также снижение значений
показателей HF (Z=2,75; р=0,006), pHF (Z=2,25; р=0,03), SDNN (Z=2,25; р=0,03), RMSSD
(Z=2,75; р=0,006), pNN50 (Z=2,25; р=0,03) и MxDMn (Z=2,75; р=0,006) отражающих влияние
парасимпатического отдела. У “реалисток” также увеличивается значения pLF (Z=2,31; р=0,02),
LF/HF (Z=2,31; р=0,02) и уменьшаются значения показателей RMSSD (Z=2,55; р=0,01), pNN50
(Z=2,00; р=0,05) и pHF (Z=2,31; р=0,02). У “оптимисток” происходит достоверное снижение
значений только pNN50 (Z=2,16; р=0,03).
Сравнительный анализ изменений показателей ВСР в разных группах позволил
установить, что наибольшее различие между группами “пессимисток” и “оптимисток”
отмечается по динамике MxDMn (критерий Манна-Уитни (U)=133,00; р=0,04), ИН (U=116,00;
р=0,01), LF/HF (U=132,00; р=0,04), pLF (U=130,00; р=0,03), pHF (U=130,00; р=0,03); между
“пессимистками” и “реалистками” по динамике SDNN (U=121,00; р=0,02), RMSSD (U=135,50;
р=0,04), MxDMn (U=98,00; р=0,003), ИН (U=100,00; р=0,004).
Выявленная нами модификация характера реакции на стрессогенный фактор
личностными особенностями индивидуума может быть обусловлена разной эмоциональной
оценкой экзамена студентками, что согласуется с литературными данными.
Е.В. Сапёрова, Р.А. Казакова, О.С. Гурьянова
ОСОБЕННОСТИ РЕАКЦИИ СЕРДЕЧНО-СОСУДИСТОЙ СИСТЕМЫ НА
ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЙ СТРЕСС
Чувашский государственный педагогический университет
им. И.Я. Яковлева, г. Чебоксары
(научный руководитель – д.м.н., проф. Д.А. Димитриев)
Со времен Г. Селье стресс рассматривается в качестве ответной неспецифической
реакции организма на экстремальное внешнее воздействие. Как известно, в период
экзаменационной сессии происходит увеличение напряжения механизмов адаптации и
формирование стресса. Целью настоящего исследования явилось изучение регуляции
деятельности сердечно-сосудистой системы студенток в период экзаменационной сессии.
Нами было обследовано 92 студентки 3-5 курсов биолого-химического факультета ГОУ
ВПО «Чувашский государственный педагогический университет им. И.Я. Яковлева» в возрасте
20-25 лет (средний возраст 21,46±0,13 года). Обследование проводилось дважды: в
межсессионный период и непосредственно перед экзаменом. Нами изучены ЧСС, АД и
показатели функционирования ВНС (Мо, АМо, индекс напряжения регуляторных систем (ИН),
pNN50, RMSSD, LF, HF, LF/HF, рLF, рHF). Регистрация и анализ сердечного ритма