21 пациента определен уровень ФНО-
крови методом твердофазного
иммуноферментного анализа на микропланшете с помощью моноклональных антител к чФНО-
Все больные разделены на группы по активности заболевания в зависимости от
показателя Disease Activity Score (DAS): низкая – 11, умеренная – 16, высокая – 11. Группы
были сопоставимы по возрасту, давности РА. Активность по DAS имела отрицательную
корреляционную связь с уровнем гемоглобина крови (соответственно 141+13г/л, 128+14г/л,
121+26г/л), и качеством жизни по опроснику HAQ (соответственно 0,27+0,35, 0,91+0,47,
1,73+0,37). Достоверных различий между группами по показателям липидного спектра
(триглицериды, общий холестерин, липопротеиды низкой плотности, альфа-холестерин)
выявлено не было.
У 21 пациента (по 7 в указанных группах) был определен уровень ФНО-
не выявлено значимых различий между группами по уровню ФНО-
малыми размерами выборок. При анализе методом Спирмена установлена прямая
корреляционная связь между уровнями ФНО-
14). Не выявлено
корреляции между уровнем показателя ФНО-
имеющейся значимой корреляции острофазового показателя СРБ с активностью РА по DAS
(р=0,00083).
Выводы: таким образом, нами продемонстрировано влияние ФНО-
один из факторов риска развития системного атеросклероза – уровень триглицеридов, что
может определять предрасположенность пациентов с РА к сосудистым осложнениям. Кроме
того, выявлена значимая отрицательная корреляционная связь между активностью РА и
уровнем гемоглобина, а также отчетливо показано влияние активности РА на качество жизни
пациентов.
Е.В. Сапёрова
ВЛИЯНИЕ ПСИХОЭМОЦИОНАЛЬНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ НА РЕГУЛЯЦИЮ
СЕРДЕЧНОГО РИТМА В ПЕРИОД ЭКЗАМЕНАЦИОННОЙ СЕССИИ
Чувашский государственный педагогический университет
им. И.Я. Яковлева, г. Чебоксары
(научный руководитель – д.м.н., проф. Д.А. Димитриев)
По данным ряда исследователей, в период экзаменационной сессии у студентов и
школьников, регистрируются значительные изменения параметров функционирования
сердечно-сосудистой системы и показателей вариабельности сердечного ритма (ВСР). При этом
степень эмоционального напряжения нарастает в зависимости от индивидуальной оценки
ответственности за выполняемую работу, возложенных обязанностей, ожидаемых результатов
деятельности. Исходя из этого, нами была сформулирована гипотеза об изменении показателей
ВСР в период экзаменационной сессии и зависимость таких изменений от индивидуальных
психологических особенностей студенток.
Нами было обследовано 92 студентки 3-5 курсов биолого-химического факультета ГОУ
ВПО «ЧГПУ им. И.Я. Яковлева» в возрасте 20-25 лет. Обследование проводилось дважды: в
межсессионный период и непосредственно перед экзаменом. Нами изучены ЧСС и показатели
функционирования вегетативной нервной системы: pNN50, RMSSD, SDNN, AMo, MxDMn, ИН,
LF, HF, LF/HF, pLF, pHF. Студентки были условно разделены на “пессимисток”, “реалисток” и
“оптимисток” (по отношению планируемой и полученной оценок). Регистрация и анализ ритма
сердца осуществлялся согласно стандартам Европейской Ассоциацией Кардиологии и Северо-