условий транспортировки больных в ОДБ, обучение персонала районных больниц вопросам
интенсивной терапии у детей, проведение аналитической работы, разбор дефектов в оказании
помощи.
На первом этапе работы была проведена паспортизация районов, в результате которой
было выяснено их материально-техническое обеспечение (наличие палаты ИТ или
реанимационного отделения, наличие аппарата ИВЛ для детей, перфузоров, монитора,
кувезов, оборудованного быстроходного транспорта), имеющиеся там кадры (педиатр,
неонатолог, детский хирург, анестезиолог), их подготовленность к оказанию неотложной
помощи детям. Был издан приказ по области о создании палат интенсивной терапии при
детских отделениях. В приказе оговорено оснащение палат, единая документация, подготовка
кадров и выделение ответственных взрослых анестезиологов по работе с детьми.
Проводились попытки работы с форматизированной историей болезни (ФИБ-52),
разработанной Ленинградским педиатрическим медицинским институтом и ГКБ №1
Ленинграда. За отсутствием финансирования не удалось купить программное обеспечение
РКЦ «ДИНАР-ЦРБ-СТАЦИОНАР» и «ДИНАР-РОДДОМ», разработанное в г.
Екатеринбурге. Тем не менее, на том этапе врачами отделения былисозданы компьютерные
программы по инфузионной терапии и парентеральному питанию.
Первые усилия были направлены на работу с первичным звеном сельского
здравоохранения, т. к. именно там происходили основные ошибки и от работы первичного
звена зависит вся дальнейшая служба неотложной помощи. Для единого подхода к тактике и
лечению больных на этапе участковой больницы и ФАПа были разработаны и выпущены
методические рекомендации «Алгоритм оказания неотложной помощи детям на
догоспитальном этапе». В рекомендациях освещены помимо лечения основных синдромов,
вопросы связи с ЦРБ и ОДКБ, транспорт и правила транспортировки, материальное и
медикаментозное обеспечение ФАПа.
Для статистической обработки телефонных консультаций в 1999 году разработана
компьютерная программа в Microsoft Access.
В работе РКЦ ОДКБ прослеживается три периода: I–й (1990–1991 гг.) – количество
телефонных консультаций было 600–700, II–й (1992–1996 гг.) снижение их количества до
250–350 консультаций в год и III–й период (1997–2005 гг.) вновь возрастание количества
консультаций до 707 в 2005 году. За 16 лет РКЦ ОДКБ проведено 8576 консультаций.
Количество консультируемых больных ранее также имело тенденцию к снижению, но с 2004
года их количество стало возрастать. Возросло и среднее количество консультаций на одного
больного с 1,7 до 2,3.
С 1994 года РКЦ придан реанимобиль.
При анализе телефонных консультаций выявлены следующие закономерности.
1. Растёт количество консультаций больных с соматической патологией с 59% до
70%, за счёт снижения консультаций больных с хирургической патологией. Консультации
больных с инфекционными заболеваниями и отравлениями остаются на одном уровне и
составляют около 10%. При этом, резко увеличивается количество консультаций
новорождённым детям с соматической патологией (с 10% в 1996 году до 49% в 2005 году).
2. По тактическим решениям 56–63% консультаций заканчиваются постановкой
на «динамическое интенсивное наблюдение» (ДИН) и в 16%–20% больные снимаются с ДИН
по улучшении состояния в ЦРБ.
3. Растёт количество рекомендаций «перевод в ОДКБ» транспортом ЦРБ (28% в
1999 году и 35% в 2005 году).
4. В связи с предыдущим пунктом растёт количество детей поступивших в ОДКБ
после консультаций (45% в 1997 году и 56% в 2005 году). Причём, увеличивается количество