Стр. 9 - 2

Упрощенная HTML-версия

Перуну посвящался один день недели - четверг. Славяне верили, что делу, начатому в
четверг, сулит удача. В Перунов день 20 июля богу приносили в жертву быка или петуха.
В скифский период (середина Iтыс. до н.э.) у праславян-сколотов появилось несколько
богов с иранскими именами: Стрибог, Дажьбог, Хорс и Семаргл.
Стрибог
- бог-отец, бог
неба, дед ветров, одно из имен-эпитетов главного всеобъемлющего божества.
Дажьбог
(Солнце, сын Сварогов) - древнее божество природы, солнечности, «белого
света», податель благ, связан с сезонным солнечным теплом, временем вызревания урожая.
Автор «Слова о полку Игореве» называет русский народ «Дажьбоговыми внуками»,
поскольку наши предки думали, что их родословная происходит от богов.
Хорс
- бог солнца-светила, вероятно, дополняющий образ Дажьбога-Солнца (солнце -
признак Белого Света).
Семаргл
- священный крылатый пес, охраняющий семена и посевы, посредник между
верховным божеством неба и землей, могучий защитник добра.
Таким образом, к VI в. славяне имели пантеон богов и были близки к монотеизму, но
элементы единобожия сливались с многобожием и духами.
Один из древнейших культов славян -
почитание предков
- тесно связан с
погребальным культом. Погребальные обычаи были сложными и разнообразными и
соответствовали переменам в осознании картины мира древним человеком.
Резкий перелом в мировоззрении праславян произошел в середине II тыс. до н.э., когда
погребение скорченных трупов в земле заменяется сначала на вытянутое положение
покойника, а затем его сожжением и захоронением праха.
Скорченные погребения имитировали позу эмбриона в чреве матери. Родные готовили
умершего ко второму рождению на земле, к перевоплощению. Идея реинкарнации
основывалась на представлении о душе, которая, отделившись от мертвого тела, продолжала
находиться где-то поблизости. Скорченность трупов как массовое явление сохранилось до
рубежа бронзового и железного веков. При новой форме погребения, когда покойника
хоронили в вытянутом положении, он «спал» и не готовился ко второму рождению. Душа его
уходила в мир мертвых - подземное царство. Древние славяне не различали ада и рая, а
верили в единый загробный мир. Только в позднем язычестве, незадолго до принятия
христианства, возникло представление о рае как о красивом зеленом саде, в который
неизбежно попадают все умершие (в отличие от христианского рая, место в котором нужно
заслужить добрыми делами).
Идея культа предков имела определенную практическую направленность.
Захоронение в земле могло означать, что мертвые сородичи охраняют земельные угодья
племени и способствуют рождающей силе земли.
Появление кремации связано с возросшей ролью небесной влаги в период развития
земледелия. Души предков теперь стали переселять на небо, куда они попадали вместе с
дымом погребального костра и, очевидно, содействовали орошению земли потомков.
Сожженный же прах хоронили в земле, воздействуя на нее, как при простой ингумации
(захоронении). Как видим, обряд кремации был и торжественнее ингумации, и более значим
практически, но в действительности сосуществовали обе формы, пока на рубеже X - XI вв. не
перешли к захоронению трупов.
В скифские времена праславяне делали над захоронением курганские насыпи. К этому
же обычаю обратились в VI-IX вв. в северо-восточной зоне проникновения славян в финно-
угорскую среду. Кривичи делали длинные курганы (могилы) до 60 м при ширине 8 - 12 м -
настоящие родовые усыпальницы по 20 и более захоронений праха. Новгородские словене
хоронили под огромными высокими сопками в 10 и более метров, с многократной подсыпкой
в течение двух-трех поколений. Задачей кургана было укрыть и уберечь прах предков от
опасности разорения инородцами.