Стр. 10 - 2

Упрощенная HTML-версия

Насыпка полусферических курганов, видимо, отражает представления славян о трех
горизонтальных ярусах Вселенной: курган - средний, земной ярус; над курганом находится
небо, верхний мир, а под курганом - подземный мир мертвых.
Начиная со II - IV вв. славяне часто строили надмогильные деревянные домовины -
срубики (1,5 х 2 м) с двускатной крышей, что связано с идеей посмертной жизни.
С умершими всегда клали разные вещи, продукты, а при погребении знатных убивали
коня, а иногда раба, наложницу или даже жену умершего.
По поверьям восточных славян все покойники делились на две категории: чистые и
нечистые. О нечистых покойниках мы уже говорили, они не имели ничего общего с культом
предков. Чистые покойники - это умершие естественной смертью, от болезни или по
старости, причем независимо от возраста и пола их называли родителями и видели в них
покровителей семьи. Ежегодно им устраивали общественные поминки с разведением
костров, к которым приходили греться души. Предков оплакивали, молили их о сохранности
дома, о целости скотины, о здоровье людей, об урожае и о семейном благополучии вообще.
Пережитки семейно-родового культа почитаемых предков - «родителей» сохранились до
наших дней. Русские люди поминают родителей в определенные дни года, особенно в
«родительскую субботу» (перед масленицей и троицей), на радуницу (послепасхальная
неделя).
Вместе с семейно-родовым культом предков у славян формировались
общественные
культы, связанные с земледелием
.
Аграрная магия стала главным стержнем языческой
религии. Моления об урожае, различные заклинательные действия, обращение к силам
природы и к духам производились не только в доме или внутри поселка, но и на природе: на
лугу за околицей, в священных рощах, у святых озер, у возделанной нивы. Годовой
языческий цикл молений складывался из сезонных аграрных обрядов, часть которых
впоследствии была приурочена к христианским праздникам:
2 мая – день молодых всходов;
4 июня – день Ярилы, праздник молодого деревца, плодоносящих сил земли
(семик);
24 июня – Купала, день солнцеворота;
12 июля – день отбора жертв Перуну;
20 июля – Перунов день;
24 июля – начало жатвы;
7 августа – праздник урожая, окончания жатвы;
9 сентября– день Рода и Рожаниц.
Помимо сезонных праздников аграрная магия присутствовала и в другое время года: в
зимние святки с колядой, на масленицу и т.д. Общественные магические действия
производили языческие жрецы - волхвы - волшебники - профессиональные исполнители
культа.
Местами языческого культа были
святилища
под открытым небом. Они представляли
собой круглые или сложные по очертаниям земляные и деревянные сооружения на
возвышенных местах или насыпях, окруженные валами или рвами. Во внутреннем кругу
стояли каменные или деревянные идолы, горел жертвенник и приносились жертвы. Это
именовалось «капищем». Внешний круг предназначался для потребления жертвенной
ритуальной пищи и назывался «требищем».
На
третьем этапе
развития русско-славянской языческой религии начали
поклоняться
Перуну
, выдвинувшемуся на первое место в условиях военных походов на
Балканы в VI в. и в процессе создания Киевского государства IX - Xвв. Перун-Громовержец
стал богом княжеско-дружинных социальных верхов, покровителем воинов, оружия, войн. В