договорах Х века с греками русские князья клялись двумя богами: Перуном и «скотьим
богом» Велесом, ставшим богом богатства и торговли.
С возникновением языческого государства культ древних богов стал уже не только
средством воздействия на духов природы, но и на народ. В целях религиозно-
идеологического подкрепления государственности и власти киевских князей юный Владимир
провёл около 980 г.
языческую реформу
. Это была попытка создания общегосударственного
пантеона и государственного культа. По словам летописца, Владимир собрал на холме у
княжеского двора кумиров шести богов и велел молиться им и приносить жертвы. Во главе
пантеона стоял Перун - начальнейший и первостатейный бог, понимаемый, видимо, не
просто как первый из богов, но как заместитель всех богов. Стан его был вырезан из дерева,
голову имел серебряную, усы и уши золотые, ноги железные, в руках держал камень,
украшенный рубинами и карбункулом. Под ним постоянно горел огонь. В Киеве и Новгороде
были его храмы. В жертву Перуну приносили волов и пленников.
В пантеон вошли также древние божества неба, земли и «белого света» - Стрибог,
Макошь и Дажьбог, и божества дополнительного характера: Хорс, дополняющий Дажьбога, и
Семаргл, дополняющий Макошь. В литературе существуют различные толкования по поводу
подбора богов. Можно согласиться с академиком Б.Рыбаковым, который видит здесь
обдуманную теологическую систему жречества, противопоставленную христианству: Бог-
отец - Стрибог, Бог-сын - Дажьбог (с прибогом Хорсом) и Матерь Божья - Макошь.
Крылатый Семаргл может быть сопоставим с ангелами. В пантеон не вошли широко
почитаемые на Руси, но недостаточно благопристойные боги: Род, изображавшийся в виде
фаллоса, и Велес, связанный с разгульными карнавалами звериных масок в дни зимних
святок. В целом, княжеский пантеон вполне мог способствовать ведению богословских
споров волхвов с христианами.
О
волхвах
следует сказать особо. Управлять религиозной жизнью было непросто.
Деревенские знахари и колдуны лечили людей , заговаривали скот, оберегали от эпидемий,
предсказывали будущее. Но кроме того, в составе племенной знати были жрецы -
руководители языческих обрядов и жертвоприношений, создатели и хранители кощун-
мифов, текстов молений и песнопений, точных сроков молений о дожде, заклинательной
символики, знаний о сущности божеств, внешнем облике идолов. На этапе государственного
образования славянское жречество с формировалось как иерархически организованная
общественная группа, имевшая сильное влияние в Киевской Руси.
Волхвы, очевидно, стояли у истоков русского летописания Х в.Языческий характер,
например, носит сказание об исполнении жреческого пророчества смерти Олега от его
собственного коня, а также сказ о мудрой Ольге, с восхищением описывающий жестокую
месть древлянам.
С волхвами связано и развитие
представлений о мироздании
. Древний славянский
образ мира восходит к индоевропейским временам и довольно расплывчат. Считалось, что
земля плоская, она либо плавает в воде, либо стоит на четырех быках. У нее есть край, но
дойти дол него мало кому удавалось и оттуда не было возврата. Небо сравнивали с натянутой
над землей бычьей шкурой, большой крышкой и т.п. На нем подвешивались или вели свой
путь солнце, луна и звезды. Небес было много - до семи. Солнце каждые сутки окуналось в
море или уходило за край земли немного остыть. Дождевые тучи воспринимались как
небесные стада крупного рогатого скота, облака - молочные коровы, дождь - небесное
молоко, а также семя, оплодотворяющее землю (отсюда отождествление неба с отцом, а
земли с матерью).
В народной традиции прочно закрепилось несколько иное представление, уходящее
корнями в бронзовый век. По этой версии мир состоял из четырех частей: земли, двух небес