Стр. 12 - 2

Упрощенная HTML-версия

и подземно-водной зоны. «Мать-сыра земля» насыщена влагой, питавшей корни растений.
Олицетворяла плодоносящую землю богиня Макошь.
Небо делилось на два яруса: «верхнее небо» с запасами дождевой воды («хляби
небесные»), которыми распоряжалось высшее божество (Стрибог, Сварог, Род), «среднее
небо» - воздушное пространство, по которому двигались Солнце и Луна - царство Дажьбога.
Между ними располагался гигантский прозрачный купол «тверди небесной»,
раскрывавшийся по велению Бога и пропускавший дождь к земле. Дождь со времен энеолита
уподоблялся потокам молока Матери-богини, а дождевые капли и в средневековом русском
языке назывались грудами. Солнце совершало свой дневной путь по небу на конях, а ночью
переплывало по подземному океану на утках (лебедях) или в пасти ящера - хозяина «нижнего
мира».
С помощью определенных знаков вся эта картина мира представлена в
магических
орнаментах
вышивки на одежде, головных уборах и полотенцах, так же как и на фибулах,
женских украшениях и на деревянной резьбе, которую делали на домах, домашней утвари и
посуде. Магический орнамент - это защита от злых духов себя и своих родных, своего
маленького мира - микрокосма при помощи макрокосма, символов «белого света» - неба и
земли. В одежде охранительным узором покрывались ворот, обшлага рукавов, подол,
разрезы, через которые губительные силы могли проникнуть к человеку. Сама ткань
считалась уже заколдованной во время ее изготовления, так как трепало, прялка, ткацкий
стан были обильно снабжены магическим орнаментом.
В народной архитектуре защитные элементы располагались на воротах, кровле,
наличниках окон. На щипце крыши помещали священное изображение коня, или оленьей
головы с рогами, или богини с воздетыми к небу руками и птицами по сторонам, или солнца.
На причелинах домовых кровель представлена цельная система символов «верхнего» и
«среднего» неба: по верхней части шла зигзаговая или волнистая линия (знак «хлябей
небесных»), несколько линий подчеркивали глубину запасов воды; по нижнему краю
причелин, как правило, изображали ряд парных полукругов-грудей (символ груди небесной
богини, орошавшей землю). Ниже небес на досках-«полотенцах», спускавшихся от причелин
вниз, размещались солярные знаки, показывавшие дневной путь солнца. Отмечено несколько
типов солнечных знаков: круг с 6 радиусами («громовой знак» или «колесо Юпитера»), круг
с 4 или 8 лучами, полукруг с 3 лучами (восход или заход солнца), круг с несколькими
дугообразными линиями («бегущее» солнце).
Рядом с солярными символами почти всегда имелись знаки земли, поля: ромб или
квадрат, поставленный на угол и разделенный на четыре части; ромб или прямоугольник,
прочерченные вдоль и поперек, эти же фигуры, образованные рядами небольших отверстий.
Орнаментальные композиции наличников были различными. На одних преобладали
солнечные знаки. Другие имели полукруг с восходящим солнцем или двускатное покрытие в
середине верхнего карниза с символами «хлябей небесных», а также две стилизованные
фигуры богинь-рожаниц с символами растительного плодородия, размещавшиеся по обеим
сторонам «небосвода». На третьих имелась только одна центральная фигура со зверями по
сторонам - архаичная «Владычица зверей». Более интересны вторая и третья композиции,
выполненные соответственно в аграрном и зооморфном стиле, отражавшие две разные
стадии восприятия природы и божественных сил, управлявших ею.
Домашние предметы, посуду часто украшали знаками не только «белого света», но и
подземного мира. Широко известны ковши, ендовы, ручки которых вырезаны в виде коней,
лебедей или уток, на груди у которых - огромный знак солнца, а жидкость внутри сосуда
символизировала, очевидно, подземный океан. Есть также ручки ковшей, оформленные в
виде головы ящера.