Очень древним земледельческим божеством, восходящим к энеолиту, а может быть, и
к неолиту, следует считать
Макошь (Мокошь)
- «Мать Урожая», «Мать Судьбы», богиню
жизненных благ и изобилия, олицетворение всей земной природы (Мать-сыра-земля), в честь
которой приносили в жертву иногда даже младенцев. Атрибутом ее был рог изобилия. Часто
на изображениях ее сопровождали русалки. Макошь считалась также покровительницей
женских работ.
В поздней русской ритуальной вышивке богиня земли изображалась как центральная
фигура композиции: на полотенцах для весенних обрядов - с воздетыми к небу руками, как
бы молящая верховное небесное божество о солнце и дожде для засеянного поля; к дням
летнего солнцестояния («Иван Купала») - в окружении солнечных дисков и с руками,
опущенными к земле, уже произрастившей растения. Образ Макоши сопровождают две
Рожаницы - Лада и Леля, стоящие по сторонам богини-матери. Причем, сюжет с женской
фигурой, воздевшей к небу руки, и с птицами по сторонам известен у праславян уже в VII в.
до н.э.
На смену архаичным представлениям о Небесных Владычицах - рожаницах пришло
патриархальное мужское божество
Род
(«Рождающий») - величественный бог неба и
вселенной, повелитель мира. Восточнославянский всеобъемлющий и вездесущий бог Род
находился на небе и «вдувал жизнь» во все живое посредством дождевых капель, его идол
имел вид фалла. Верховное божество называли и другими именами:
Сварог
(«Небесный»),
Святовит
(«Священный Свет»),
Стрибог
(«Отец-бог»).
Род и Рожаницы стали дополнять друг друга. Создавалось новое распределение
функций: небом и миром управляло мужское божество, а землей, природой, плодородием -
женские.
Отражением могущественной силы Верховного божества являлись различные боги и
божки, наделенные также большой силой и властью, но олицетворявшие только отдельные
силы природы или стороны человеческой жизнедеятельности.
В протославянские неолитическо-охотнические времена зародился культ
Велеса
(Волоса).
Предполагают, что Велес потеснил культ лосих-рожаниц и стал хозяином леса,
божеством охотничьей добычи, выступавшим в обличье медведя. При переходе к
скотоводству повелитель лесного зверья мог быть переосмыслен в покровителя
одомашненного зверья, стал «скотьим богом» и получил обличье быка-тура. С возрастанием
земледелия архаичная связь Велеса с убитым зверем стала осмысливаться шире - как с миром
мертвых вообще. Интересно, что в XIX в. у русских крестьян был обычай жертвовать
«Волосу на бородку» последнюю горсть колосьев, оставшуюся на сжатой ниве, чтобы
задобрить предков, покоящихся в земле и помогающих ее плодородию. Здесь Велес
предстает как божество, связанное с плодородием почвы. В средневековье Велес
представлялся бородатым мужчиной с огромным турьим рогом («рогом изобилия») в руке и
почитался как бог богатства, покровитель земледельческо-скотоводческого хозяйства.
Моления этому божеству устраивались в «велесовы дни» 2 и 6 января, на масленицу, в
первый выгон скота на пастбище, в последний день жатвы.
Группу божеств, связанных с плодородием, вместе с Родом и Велесом составил
Ярило-Яровит
- умирающий и воскрешающий бог плодородия, весенней «ярой»
плодоносящей силы. Весной ему поклонялись, а 4 июля, в «Ярилин день», хоронили его
чучело, когда хлеб начинал колоситься и божья «ярость» была уже не нужна. Вероятное
время появления культа Ярилы - первая половина I тыс. н.э.
Древнейшим является культ
Перуна
.
Как бог грозы, молнии и грома он почитался у
многих индоевропейских племен. В протославянскую эпоху возник культ Перуна-
Громовержца, грозного божества первых племенных дружин, конных пастухов-воителей.