опасности утонуть); полевые духи - полудница (олицетворение опасности солнечного удара),
полевик, межевчик, луговик, крылатая собака Семаргл (олицетворение опасности гибели или
порчи урожая). Все эти духи были добрыми хранителями человека, благополучия разных
мест и видов природы -
берегинями
.
Берегини заботились о человеке и дома: домовой,
кутный бог, дрема (божество сна), баюнок (сказочник), лень, банник (дух бани), кикимора
(божество неспокойных снов) и другие. Позднее одни из них приобрели собственные имена
(Дид, Баба - как прародители, пращуры), а другие - нарицательные (русалки, лешие и др.).
Древнейшими видами берегинь были:
– птицы с женским лицом: сладкозвучная Сирин, возрождающаяся из пепла птица
Феникс, мать всем птицам Стратим, Жар-птица, девушки-лебедушки и т.д.;
– химеры (мифические полуживотные-полулюди): Полкан - полуконь, Конек-
горбунок, Сивка-бурка и т.д.;
– Чур (щур) - божество границ, защитник права собственности.
При раскопках в Новгороде найдены во множестве небольшие деревянные фигурки
домовых - «чурки», которые хранились в домах как защитники семьи.
В дальнейшем большинство берегинь утратило свое первоначальное значение.
Особенно это было характерно для периода насаждения христианства, когда всем языческим
богам и духам придавались злые черты и намерения. Так, например, древнейшая берегиня
Баба Яга (ящур - пращур - Яшка - Яга) изначально была заботливой хранительницей рода,
традиций и дома, а потом превратилась в страшного, злобного демона.
К
злым духам
относились упыри - вампиры, оживающие мертвецы, оборотни, навьи
(неприкаянные души умерших на чужбине, не погребенным по обычаям предков, «нечистых
покойников»). Нечистыми называли умерших неестественной смертью: убитых, самоубийц,
утопленников, опойцев (умерших от пьянства), ведьм и колдунов. Злые духи «трясца»,
«огнея», «ламея», «желтея», «хрипуша» и другие вызывали болезни, действуя через воздух.
Особенно опасным признавалось сильное движение воздуха - буйные и холодные ветры - это
души злых и грешных людей, которые могут нанести живым порчу. Ветры тихие и теплые -
это души добрых людей. Считалось, что южный ветер приносит здоровье.
Упырей боялись, старались обезвредить их с помощью заклинаний и амулетов-
оберегов, умилостивить жертвоприношениями. Так, чтобы не дать мертвецу встать из
могилы и вредить живым, труп пробивали осиновым колом, вбивали зуб от бороны позади
ушей. А для предотвращения засухи, которую насылали нечистые покойники, заливали
могилу водой или выкапывали из нее труп и бросали его в болото.
Второй этап
в развитии славянского язычества отмечен поклонением Роду и
Рожаницам, а также формированием семейно-родового культа предков и общинных аграрных
культов.
Первыми божествами предков славян в эпоху мезолита и неолита были, видимо,
матриархальные божества охотничьего общества - две
Рожаницы
, две хозяйки мира,
которых сначала представляли в виде двух лосих, а позднее отождествляли с созвездиями
Большой и Малой Медведицы. Охотничьи богини, рождавшие на небе «оленьцов малых»,
трансформировались у индоевропейцев в эпоху энеолита в земледельческих рожаниц-
женщин, помогавших рождению урожая хлеба, управлявших небесными силами, дождем.
Позднее, в середине П тыс. до н.э., сложился культ Великой Матери как главной
земледельческой богини , а затем богини всей природы, всего живого.
Праславянских Рожаниц звали
Лада и Леля (Лёля, Ляля).
Лада - великая богиня
весенне-летнего плодородия и покровительница свадеб, брачной жизни. Леля - ее дочь,
богиня весны, расцветающей обновленной природы. В честь Лады пели песни под Новый год
и весною на зеленые святки с 9 марта по 29 июня.