Стр. 71 - 2

Упрощенная HTML-версия

72 В литературе существуют разные толкования по поводу персонификации ангелов
(Отец, Сын или Святой Дух). Но, возможно, Рублёв сознательно не показал чётких признаков
каждой ипостаси, исходя из догматических соображений.
2. Единосущность
(каждое лицо является Богом: Бог Отец, Бог Сын и Бог Святой
Дух; они однотипны);
3. Нераздельность
(жертвенная чаша объединяет всех трёх, жесты рук
направлены к ней);
4. Соприсносущность
(Троица существует лишь вместе и всегда – ощущение
вечности передано через спокойную безмолвную беседу ангелов, длящуюся бесконечно);
5. Специфичность
(Лица на иконе не различны, но различаемы по одеяниям,
позам, жестам);
6. Взаимодействие
(показано в виде безмолвной беседы);
7. Святость
(подчёркивают нимбы, образы ангелов, а также гора);
8. Живоначальность
(передана условным изображением «древа жизни» за
спиной среднего ангела) 75 .
Однако содержание иконы не ограничено воплощением догмата, оно гораздо шире.
Оно отражает идеалы эпохи и просветительской деятельности Сергия Радонежского, в
память которого икона и была написана. Она представляет собой «как бы целый
философский трактат взглядов на жизнь и поведение человека, воплощённый в образах и
красках» 76 . Рублёвские ангелы явились на землю «для того, чтобы дать людям пример
дружеского согласия и самопожертвования» 77 , добра и любви. Они призывали русских
князей понять и простить друг друга, и общими усилиями сломить векового врага. Таким
образом, богословская идея единства Троицы сливалась с жизненно важной идеей спасения
Руси через её единение. Этой основной теме подчинены и композиция, и ритмы линий, и
цвет. Лейтмотивом всей композиции выступает мотив круга (наклоны голов, горы, дерева,
придвинутые подножия, красочное пятно ангельских одежд и очерк их крыльев). Плавные
закруглённые линии чередуются с прямыми и диагонально направленными, что создаёт
богатство ритмов. Очерчивая силуэт, линии выражают движение и объём.
______________________________________________
75 См.: Раушенбах Б.В. Геометрия картины и зрительное восприятие. – С.297-313; Он
же. Логика троичности.// Вопросы философии.-1993.- №3.- С.62-70.
76 Ильин М.А. Указ.соч.- С.90.
77 Алпатов М.А. Андрей Рублёв.- М., 1972// Троица Андрея Рублёва. Антология.- М.,
1989.- С.115.
Но самое замечательное в иконе, её душа – это колорит. Художник добился тончайшей
гармонии красок. Вот как об этом писал Игорь Грабарь: «Построенная на сочетании лёгких
оттенков розово-сиреневых (одежда левого ангела), серебристо-сизых, тона зеленеющей ржи
(гиматий правого ангела), золотисто-жёлтых (крылья, седалища), цветовая гамма Троицы
неожиданно повышается до степени ярчайших голубых ударов, брошенных с бесподобным
художественным тактом и чувством меры на гиматий центральной фигуры, несколько менее
ярко на хитон правого ангела, ещё слабее на хитон левого ангела и совсем светло, нежно-
голубыми, небесного цвета, переливами – на «подпапортки» ангельских крыльев» 78 .
Пользуясь техникой плави, Рублёв создавал новый цвет, смело накладывая друг на друга
краски разного цвета. Он умел создавать чистые и прозрачные краски, которые подчёркивали