отблеск небесной чистоты и блаженства» 72 , что соответствовало распространившимся на
рубеже веков представлениям о гармонии души и тела.
Многие русские иконописцы испытали влияние мудреца и отменного живописца
Феофана Грека – первого изографа русского Предвозрождения. Однако настоящим образцом
для подражания на долгие годы стало творчество другого великого мастера – Андрея
Рублёва.
Андрей Рублёв
(60-е гг. XIV в. – 1427 г.) был прежде всего монахом, прошедшим
школу уединённой молитвы, послушания и смирения. На его мировоззрение оказали влияние
и Сергий Радонежский, и атмосфера первых побед над Ордой, и возросший в обществе
интерес к личности. Отсюда глубокий гуманизм, высокий идеал человечности в его
творчестве. С именем Рублёва связан второй этап Предвозрождения, «Золотой век» русской
иконы. Его творения отличает глубина и одухотворённость человеческих образов,
уравновешенность и спокойное состояние духа, гармония и согласие, мудрость и
благородство, совершенная любовь, изгоняющая страх и преобразующая мир. Ему первому
удалось особенно ярко выразить национальные черты: не только русский тип лица, но и
склад характера. Абсолютным выражением духа нации является знаменитый «Спас» из
Звенигородского чина. По выражению Н.А.Дёминой, - это «воплощение типично русской
благообразности… Самое значительное в этом новом облике взгляд. Он направлен прямо на
зрителя и выражает живое и деятельное внимание к нему, в нём чувствуется желание
вникнуть в душу человека и понять его. … взгляд ясный, открытый, благожелательный.
______________________________________________
72 Колпакова Г.С. Указ.соч.- С.168.
Перед нами как бы сильный и деятельный человек, который имеет достаточно
душевных сил и энергии, чтобы отдать себя на поддержку тем, кто в этом нуждается» 73 . В
лике Христа соединились величие и простота, сила и кротость, непреклонность и мягкость,
задумчивость и открытость, лёгкая печаль и любовь. По выражению М.А.Ильина, Рублёв
«очеловечил божество». Он создал высокий образец «совершенного человека», прекрасного
лицом и душой.
Лик Спаса Рублёв написал по-новому, мягкими светлыми тонами, без движков. Он
использовал технику плави, где тона накладывались в несколько слоёв: снизу – более яркие,
сверху – прозрачные, светлые; причём нижние слои просвечивали сквозь верхние, создавая
ощущение глубокой одухотворённости, просветлённости. Золотое неяркое свечение тела
Спаса – это божественный свет, устремлённый к сердцам людей.
С полной силой дарование мастера проявилось в иконе «Троица», в которой была дана
новая концепция канонического сюжета. До Рублёва Троицу изображали двояко:
1. Явление Аврааму Бога в сопровождении двух ангелов (то же у Феофана Грека),
2. Три ангела с крещатыми нимбами, представляющие в равной степени Христа.
Эти Троицы не могли в полной мере передать сложный троичный догмат. Рублёву же
удалось найти такие художественные средства, с помощью которых он с поразительной
точностью воплотил главный догмат христианства. Академик Б.В. Раушенбах смог доказать
это, опираясь на приёмы формальной логики и свойства математического объекта – вектора.
На иконе присутствуют все качества, которыми обладает Троица по учению Церкви:
1. Триединость
(изображены три Лица с одинаковыми нимбами) 74 ,
______________________________________________
71 Цит. по: Лазарев В.Н. Русская иконопись от истоков до начала XVI века.- С.102.