Стр. 69 - 2

Упрощенная HTML-версия

свет, в божественную реальность, но при этом не растворяется в ней, сохраняя свою
личность.
Самая большая фреска «Пантократор» (Вседержитель) выполняет основную идейную
нагрузку, знаменуя второе пришествие грозного Бога. «Взирая с небес на землю, Христос
видит бездонную пучину греха. В его глазах – выражение грозной, внушающей страх силы. В
левой руке запечатанная семью печатями книга откровения Иоанн
______________________________________________
68 Лазарев В.Н. Феофан Грек и его школа. – М., 1961.- С.29.
69 Ильин М.А. Указ.соч.- С.47.
на, которая будет раскрыта только в день Страшного Суда» 70 . Неистовый образ
Пантократора внушает чувство страха Божия, то есть боязнь несоответствия тем высоким
требованиям, которые предъявляет Господь к каждому человеку.
Колоссальное напряжение излучает фреска «Ветхозаветная Троица». Она написана по
каноническому сюжету «Гостеприимство Авраама» и в соответствии с принятым в XIV в.
выделением центрального ангела и его персонификацией. Однако Феофан сильнее других
сделал акцент на фигуре Иисуса, создав «своего рода апофеоз единосущного, без разделения
на ипостаси, божества, которому служат и люди, и небесные силы» 71 . Но и Он готов служить
им. Глаза ангела не прописаны, в них горит огонь. Строгое, сосредоточенное лицо передает
внутреннюю собранность и силу Христа – мужественного защитника рода людского,
идущего на крест во искупление его грехов. Но как напоминает этот образ героя-воина,
мужественного освободителя земли русской!
Для создания своих ярких образов Феофан Грек использует довольно простые
художественные средства. Живопись его почти монохромна (одноцветна), красно-
коричневых и желтых охр, оттенки которых дают необычайно красочное многообразие,
вызывают ощущение как бы вибрирующей поверхности. Фигуры святых он расчерчивает
энергичными белыми (или голубыми, серыми, красными) мазками – бликами, пробелами,
движками, которые выполняют у него сразу несколько функций: 1) символизируют
божественный фаворский свет; 2) лепят форму; 3) усиливают экспрессию образа, создают
нужные эмоциональные оттенки. Манера письма мастера резкая, стремительная, сильная, он
любит размашистые линии, полные динамизма формы, свободные композиционные
построения.
В 1395 г. Феофан Грек переехал в Москву, где руководил работами по росписи
церквей и теремов Московского Кремля. В том числе он вместе с Прохором с Городца и
Андреем Рублевым расписал в 1405 г. Благовещенский собор (сохранился иконостас). Под
воздействием
русских мастеров и гуманистических идей, прежде всего Сергия Радонежского,
искусство Феофана приобрело новые черты.
______________________________________________
70 Березовая Л.Г., Берлякова Н.П. Указ.соч.- С.123.
71 Ильин М.А. Указ.соч.- С.51.
На смену утверждению сильной духом личности пришла, правда еще суровая, но все
же успокоенность, сдержанность, величавая торжественность, искреннее отношение к
человеку. Благовещенский иконостас представляет «мир, исполненный классической
гармонии и завораживающей красоты. Этот идеал ориентирован не на отказ от мира, но на
жизнь в мире… Телесное в образах Деисуса не просто очищено и преображено, на нем лежит