Преображение человека «начинается с нравственного катарсиса 66 , изгнания из ума
греховных мыслей и дурных воспоминаний. Следующий этап – достижение исихии,
безмолвия, успокоения» 67 , то есть концентрация духовных и физических усилий путем
«умного делания» или созерцательной «умной молитвы» в полном одиночестве и тишине (в
искусстве «умное делание» признавалось необходимым не только для писания икон, но и для
их восприятия). Отсюда – проповедь аскетизма, монастырского затворничества, с чего
начинал свою подвижническую деятельность Сергий Радонежский, но позднее перешел от
перевоспитания человека по исихастскому образцу к перевоспитанию «на людях», на виду
всей общины. В монастырях рубежа XIV-XV вв. складывались глубокие моральные устои
жизни и развивалась художественная культура, отмеченная гуманизмом и
высоконравственными идеалами.
Изменения в народном патриотическом самосознании, развивавшаяся общественно-
политическая мысль, нравственное возрождение сказались на всём мировидении и оказали
огромное воздействие на иконопись. Мир в глазах изографа осветился светом идущего
изнутри преображённого человеческого духа, полного гуманного отношения к людям и
одновременно нетерпимого к злу.
Наиболее ярко новые взгляды отразились в творчестве Феофана Грека и Андрея
Рублёва.
Феофан Грек
(30-е годы XIV в. – после 1405 г.) приехал в Новгород из Византии,
расписав уже более 40 церквей в различных странах. В его искусстве впервые были
выражены основные положения Георгия Паламы, и прежде всего в монументальных фресках
в церкви Спасо-Преображения в Новгороде (1378 г.) «Суровость феофановских образов, их
особая одухотворённость, их порой преувели
______________________________________________
66 Катарсис – очищение духа через слезы и страдание.
67 Экономцев И.Н. Указ.соч.- С.183.
ченная экстатичность – всё это связано с исихазмом»,- писал искусствовед
В.Н.Лазарев, однако «он мыслил гораздо более свободно, чем исихасты» 68 и более
реалистично. Феофан не мог оставить незамеченными богословские споры в Новгороде и
ересь стригольников. «В отличие от византийского исихазма, проповедовавшего
индивидуальное спасение человека, стригольники выступали за спасение всех людей, народа
в целом… Она (мысль еретиков –
авт.
) звала людей на подвиг, осмысливала их действия и
поступки, вдохновляла на труд и творчество. Эти-то воззрения стригольников… вызвали
создание вдохновенных образов. Об этом говорят его праотцы, пророки, столпники. В них он
наглядно воплотил становление сильной личности, способной объединить людей и вывести
их на путь спасения. Исихастические свойства искусства оборачивались в пользу
стригольнических воззрений, укрепляя дух человека» 69 . Его святые наделены яркой
индивидуальностью и напряжённым психологизмом. За внешним покоем и самоуглублением
в их лицах видится драматизм, мучительная внутренняя борьба, страсти и сомнения, а также
призыв к самосовершенствованию, обращённый к единоверцам.
При написании столпников Феофан активно использовал белый цвет,
символизирующий свет Фавора. Они демонстрируют различные ступени обожения. Так,
фигура Макария Египетского вся объята светом, как белым пламенем. Руки выставлены
вперед – поза принятия благодати. Глаз нет – они не нужны ему, он видит Бога внутренним
взором, духовным. Он живет в свете, он сам есть свет. Этот исключительной силы образ
иллюстрирует православную мистику: подвижник в процессе богообщения погружается в