Стр. 67 - 2

Упрощенная HTML-версия

этических идеалов. На протяжении всего XIV столетия в народной городской среде
вызревали идеи объединения русских княжеств и земель, требование прекращения княжеских
междоусобиц и мысли о необходимости свержения монголо-татарского ига. Народные идеи
превращались в политическую доктрину феодалов, которые рассматривали единство страны
как союз равных княжеств, возглавляемый великим князем.
Осуществить историческую миссию освобождения и объединения Руси могли лишь
люди, наделенные глубокой нравственностью и достоинством. Но азиатское нашествие
принесло нравственное разорение, охватившее все классы угнетенного населения, а также
духовенство, раболепствовавшее перед татарами. В народе бытовало мнение, что Бог
отвернулся от людей, что молитвы священников сделались бесплодными, поскольку они
исходили из уст погрязших в грехах иереев. Поэтому большое значение имели
идеологические движения, которые, несмотря на свои особенности, вместе формировали
идеал человеческой личности. К соблюдению этических норм, гуманизму и воспитанию силы
духа призывали тверские епископы Андрей и Федор, полагавшие, что обещанный праведный
загробный рай был «раем мысленным», заключенным в самом человеке 64 . Новгородско-
псковская ересь стригольников была направлена на критику пороков духовенства и
церковных порядков, а также утверждала не только на словах, но и в жизни принципы
человеческого достоинства и высокой нравственности каждого человека, обязательность
выполнения всеми, в том числе и священниками, этических основ христианского вероучения.
Но, возможно, решающее воздействие на духовную жизнь Руси оказал исихазм.
Исихазм
– это мистическое, этико-аскетическое движение, возникшее в середине
ХIVв. в Византии и широко распространившееся на рубеже XIV-XV вв. в православных
странах. В отличии от других, русских людей интересовали не филосовско-богословские
тонкости учения, а возможность его применения в практической деятельности, в первую
очередь в нравственной сфере. Суть исихазма сводилась к возможности богопознания,
духовного и даже телесного единения с Богом через «умное делание» и восприятие
божественной энергии.
Идеолог исихазма Г.Палама разрешил главный вопрос христианства – возможность
познания человеком непознаваемого Бога, возможность не абстрактной, а реальной встречи с
ним. Палама признавал, что сущность Бога непознаваема. Но Бог существует не только в
себе, но и вовне. Он приходит в мир как свет. Свет Фавора (тот, что увидели апостолы во
время преображения Иисуса Христа на горе) - это божественная энергия, свойственная всем
трем лицам Святой Троицы. Сущность и энергия – два аспекта бытия Божия, они отличны
друг от друга, но неотделимы, и в каждом присутствует Бог. Фаворский свет вечен и
нетварен. Он может открыться праведнику, обожить его человеческое естество и сделать его
сродни Богу. Причем «истинным свет Фавора (свет обожения) является лишь тогда, когда он
охватит не только тонкий ум, но душу и все человеческое тело» 65 . Значит, выражение
человеческих чувств, страстей не может быть пороком (что способствовало усилению
экспрессивного направления в искусстве).
______________________________________________
64 См.: Ильин М.А. Искусство Московской Руси эпохи Феофана Грека и Андрея
Рублева. – М., 1976.- С.18-19.
65 Цит. по: Колпакова Г.С. Искусство Византии. Поздний период. – СПб, 2004.- С.139.
Каждый человек является божественным избранником, однако не каждый способен и
готов принять божественную благодать. К Богу ведет творческое познание и самовыражение.