Стр. 72 - 2

Упрощенная HTML-версия

бесплотность и одухотворённость ангелов. Его нежные, стройные, лёгкие ангелы – самые
поэтические образы древнерусского искусства.
Немалую роль в иконе играют моменты символического порядка. Круг, в который
вписана Троица, - символ Бога, единства, вечности. Тела боковых ангелов образуют фигуру,
напоминающую чашу, в которой оказывается центральный ангел, словно агнец. Дерево
знаменует древо жизни, древо вечности; палаты – символ домостроительства, а гора – образ
«восхищения духа». Иносказание расширяет значение каждого изображения, придает ему
общечеловеческий смысл. Сама икона – символ совершенства, гармонии, чистоты, святости.
Так богословская символика перерастает в символ человеческой любви и дружбы.
Созерцание Троицы дает человеку радость обретения душевного равновесия, тишины
и умиротворенности. Рублевская «Троица» - классика русского исихазма.
Андрей Рублев привнес в русскую культуру новый идеал искусства – идеал
человеколюбия и жизни в согласии.
Стиль Рублева складывался из соединения традиций русской классики XI-XII вв.
(«своей античности»), палеологовской классики
и общеевропейской предвозрожденческой
эстетики, которые преломлялись через гуманистическое умонастроение художника.
______________________________________________
78 Грабарь Игорь. Андрей Рублёв.- М., 1926.// Троица Андрея Рублёва. Антология.-
С.77.
Его творчество оказало огромное влияние на современников и последователей, однако
рублевской глубины в русской иконе больше не будет.
Самым крупным мастером рублевского направления, завершившим эпоху расцвета
иконописи, был
Дионисий
(около 1440 г. – после 1503 г.). Но он творил в другую эпоху. В
1453 г. под турками пал Константинополь. В 1480 г. Русь окончательно сбросила с себя
татарское иго. Раздробленная Русь превращалась в централизованное Русское государство.
Усиливалась борьба с инакомыслием, союз царской и церковной властей вел к объединению
духовной жизни. Культовое искусство было призвано выражать величие Московской
державы. Оно становилось праздничным и торжественным, приобретало все более тонкую
художественную выразительность, но оказалось лишено смелых новшеств, больше было
склонно следовать старым образцам.
Творчество Дионисия оказалось в большей степени связано с официальной идеологией
государства и Церкви. Дионисий, «подобно Рублеву, стремился к воплощению «неземной
красоты», к изображению в образах святых таких людей, весь облик которых звал бы к
очищению и нравственному совершенствованию,… оказывал предпочтение состоянию
внутренней сосредоточенности,… передавал… силу мудрости, добротолюбие, смирение» 79 .
Но в его работах постепенно изживалась глубина и значительность в передаче образа. Для
них характерна праздничность, высокая декоративность, изысканная грация и милая
женственность. Они созданы для радостного любования, а не для вдумчивого созерцания.
Его искусство демонстрировало значительные изменения в исихастском опыте,
который уже не оказывал сильного воздействия на духовное состояние русского народа.
Дионисий интерпретировал обожение не изменением души, а изменением плоти.
Сверхудлиненные, стройные, почти прозрачные фигуры, парящие, словно ангелы,
утверждали «возможность бесконечного совершенствования человека,
______________________________________________
79 Лазарев В.Н. Московская школа иконописи. – М., 1980.- С.40.