54 Евхаристия – благодарение; причащение. Христианское таинство, во время
которого вкушают хлеб и вино.
Симметричность воплощала идею торжества, что вполне соответствовало особому
духу ритуала причащения.
Как известно, церковные догмы не подлежали пересмотру, но менялась психология и
мировоззрение людей. Жизнь вносила свои коррективы в понимание образов святых и их
художественную трактовку. В связи с развитием ересей и необходимостью защиты догмата о
Троице, в XIV в. появилась новая для Руси догматическая композиция, представленная в
новгородской иконе «Отечество». Икона выражала идею триединства Божества, но не в
образе трёх ангелов, сидящих за столом, и не в образе Пантократора, а через соединение в
одну композицию Бога Отца (старца), Христа (юноши) и Святого Духа (голубя). В ней
впервые был изображён Бог Отец в виде седовласого старца в белых одеждах – чрезвычайно
смелый шаг, так как ранее церковь запрещала его антропоморфное представление.
«Отечество», а также «Сопрестолие» (XVII в.; Отец и Сын сидят рядом на сопрестолии, а
Святой Дух – голубь витает в воздухе между ними, чуть выше голов) – это варианты
Новозаветной Троицы, свидетельствовавшие о падении богословской глубины икон.
Стремление сделать догмат «понятным», согласовать его с привычными представлениями
вместо символических образов трёх ангелов, приводило к отходу от учения о единосущности
трёх Лиц (человек и голубь не единосущны) и других логических свойств троичности 55 .
Усиливалась отвлечённость в написании Спаса Нерукотворного. Иконы XIII-XIV вв.
рисовали местный идеал времён татарского ига, наделённый чертами интимности и
народности. Но в ХV в., после возвышения Москвы и подъёма общерусской культуры, образ
Спаса воображали более всеобъемлющим, общезначимым. Идеал прекрасного расширился,
вобрал в себя больше конкретных черт.
Деисусный жанр
соединял идеи грядущего Страшного суда и заступничества за род
христианский, церемонию вечного моления святых и надежду на спасение людей.
______________________________________________
55 См.: Рушенбах Б.В. Геометрия картины…. – С.308-312.
К Христу, находившемуся в центре композиции, справа и слева обращались ряды
склонённых фигур Богоматери, Иоанна Предтечи, ангелов и святых. Каждая молящаяся
фигура изображалась изолированно от других, что подчёркивало их состояние
самоуглублённости. Через лики образам придавался драматизм. С XIV в. фигуры
исполнялись всё с большей психологической индивидуализацией, стали объединяться в
группы и, наконец, были сплочены А.Рублёвым в непрерывный ряд. Тема деисуса получила в
древнерусском искусстве большое развитие. Если в XI в. с ней связывались надежды
страдавшего от феодального гнёта народа на заступничество Богоматери и Предтечи за их
нужды, то в XV в. выражались идеи подзащитности человека, равенства в общем
предстоянии и идея централизации.
Персональный жанр
имел единолично-моленный характер. Это были либо моленные
иконы, либо персонально-догматические изображения в храме (Спаситель в куполе, святые
на столбах и т.д.) Они представляли идеальный надмирный лик божества или святого, взятый
вне всякого действия, вне времени и пространства. Фигуры (одна или несколько)
изображались, главным образом, фронтально на абстрактном фоне, замкнутыми в себе. Они
торжественно-величественны, авторитарны. Жанр давал основное представление о духовной
возвышенности, надчеловечности божества. В зависимости от предназначения образа его
трактовка могла либо приближаться к воспроизведению идеала человека данной эпохи, либо