Стр. 56 - 2

Упрощенная HTML-версия

смерть Христа. Изображения её были «не моленными в прямом смысле слова, а, скорее,
«образовательными», они направляли мысль присутствующих на восприятие главной идеи
богослужения» 53 .
Первостепенной задачей было раскрыть событийную, повествовательную сторону
сюжета, что привело к формированию определённых жанровых особенностей иконографии:
– относительная свобода расположения фигур, когда они могли быть профильными,
трёхчетвертными и даже обращёнными спиной к зрителю, но не предстоящими перед лицом
молящихся;
– не был обязателен центризм, строгой симметрии предпочиталось живое
равновесие;
– действия персонажей образовывали как бы замкнутый круг и обращались внутрь
круга, а не к зрителю; в ХVI в. появился невиданный ранее динамизм;
______________________________________________
52 См.: Вагнер Г.К. Проблема жанров в древнерусском искусстве.- М., 1974.- С.254.
53 Вагнер Г.К. Указ. соч.- С.86.
– преувеличение или уменьшение фигур, согласно их «чину», - не характерно
(исключение – XIII – XIV вв.);
– душевное состояние определялось положением, которое персонаж занимал в
данной ситуации: в ХIV в. оно достигло насыщенного внутреннего волнения, большого
драматизма, экспрессии;
– реально-мыслимое действие происходило в реально-мыслимом пространстве и
изображалось в обратной перспективе, но не плоскостно;
– событие понималось и как историческое, и как вечное. Все сцены развивались и во
времени, и вневременно, персонажи двигались в особом замедленном и плавном ритме, они
словно вечны.
Как видим, в легендарно-историческом жанре допускались элементы реалистичности,
здесь чаще замечались разные отступления от канона. Некоторые сюжеты превращались в
подобие исторической картины (например, московская и новгородская иконы с
изображением конных Бориса и Глеба).
В XIV-XV вв. слабел интерес к исторической конкретности и усиливался к сфере
идеального, а отсюда – к символике, отвлечённости. Так, в иконе Андрея Рублёва «Троица»
дано совершенно новое, сложное понимание и художественное воплощение догмата
триединства Бога, что, по существу, выводит образ из легендарно-исторического жанра в
символико-философский.
Символико-догматический жанр
предназначался для иллюстрации христианских
догматов: образы «Евхаристия» 54 , «Вознесение» и другие. Изображение в данном случае
отражало не реальность, а идеальное. Например, Христос в куполе представлялся как
Вседержитель (Пантократор) – олицетворение идеи Троицы. Монументальная Оранта в
апсиде – не просто Богоматерь, а защитница людей, «Нерушимая стена». Композиции
выстраивались в идеальные символические схемы без исторического фона. Их отличала
вневременность и внепространственность, символическое иносказание, иррациональность,
симметричность, зеркальность. Так, в сцене «Евхаристия», символизирующей таинство
претворения хлеба и вина в тело и кровь Христову, то есть крестную жертву Христа, в центре
помещены две «зеркальные» фигуры Иисуса: слева преподающего хлеб шести апостолам во
главе с Петром, а справа – преподающего вино другой группе апостолов во главе с Павлом.
______________________________________________