Стр. 55 - 2

Упрощенная HTML-версия

50 Лазарев В.Н. Древнерусские мозаики и фрески XI-XV вв.- М.,1973.- С.37-38.
го» 51 ,- писал известный иконописец и богослов Л.А.Успенский. Поскольку личный
опыт восприятия Истины многообразен, то невозможно заключить канон в жёсткие рамки.
Но в XVI в. икона как феномен богословской мысли начинает растворяться в
эстетической стихии внешнего процветания искусства. Пытаясь предотвратить этот процесс,
церковь установила централизованный контроль за иконописью. Были введены
подлинники
иконографические
эталоны,
регламентировавшие
изображение.
Подлинники
подразделялись на «лицевые» (графический рисунок, трафарет) и «толковые» (письменные
наставления с указанием возраста, внешних признаков святого, жестов, предметов, цвета
одежды и т.д.). Стоглавый собор, проходивший в Москве в 1551 г., обязал иконописцев
строго следовать канону и не допускать «самомышления». Стоглав предписывал также
изографам следовать правилам морали, вести жизнь праведную. Так Церковь пыталась
закрепить отношение к иконописанию, как к служению Богу. Канон и должен был оградить
икону от несостоятельности православных. Однако сознание эпохи всё более утрачивало
характер традиционного миросозерцания. Канон переставал восприниматься как внутренний
стержень, а превращался в некую иконографическую схему. Церковная культура всё более
испытывала нараставшее влияние народных, а затем и западных традиций, что привело к
постепенному разложению канона.
ЖАНРЫ В ИКОНОГРАФИИ
Иконографический канон отражал также жанровую структуру искусства. Для
древнерусской иконописи характерно многообразие жанровых форм. Складывались они в
связи с практической культовой необходимостью и отвечали содержанию и духу сложных
ритуалов богослужения. Каждый жанр выражал определённый аспект богословской мысли
(содержание) и имел определённую структуру (форму), в которой эта мысль могла быть
разъяснена, т.е. имел жанровый стиль. Жанр представлял внутреннюю форму
художественного произведения в отличие от иконографии, закреплявшей внешние
графические традиции.
______________________________________________
51 Успенский Л. Указ.соч.- С.20.
В соответствии с разными сторонами духовной жизни жанры можно объединить в три
группы 52 :
1. Символико-догматизирующие жанры
: символико-догматический, лирико-
догматический, деисусный, символико-философский, гимнографический и другие;
2. Повествовательные
жанры
:
легендарно-исторический, исторический,
житийный, символико-героический;
3. Репрезентативные (представительные) жанры
: персональный, ктиторско-
патрональный.
Рассмотрим особенности некоторых из них.
Легендарно-исторический жанр
включал в себя библейские сюжеты, составлявшие
единую историческую нить, и церковно-исторические темы:
иконы «Благовещение»,
«Преображение», «Тайная вечеря»
и другие. Взорам христиан открывалась священная
история, делившаяся на ветхозаветную и новозаветную, центром которой было пришествие и