Во-первых, изобразительное значение – цвет был опознавательным знаком
христианского образа: Георгий Победоносец изображался в ярко-красном плаще, Апостол
Павел – в малиновых одеждах и т.д.
Во-вторых, краски имели глубокий мировоззренческий смысл, могли придать одному
и тому же сюжету различную идейную и эмоциональную направленность. Так, тёмные,
мрачные краски подчёркивали мотивы скорби, а прозрачная голубизна – покоя.
Древнее искусство поражает богатством красочной гаммы, обилием тонов и
полутонов. Каждый оттенок имел свой особый смысл или несколько значений.
Например,
красный цвет
на иконах мучеников мог символизировать жертвование
собой ради Христа, а на других иконах – это цвет царского достоинства или крови Христа,
его страданий и смерти, или жизни, или Божественного огня, девства, любви.
Белый
– цвет
чистоты, невинности, отрешённости от мирского, Славы Христа, Самого Бога (белый
сочетает в себе все цвета радуги, так же как Бог в Себе заключает весь мир).
Синий
– символ
неба,
тёмно-синий
– звёздной ночи,
голубой
– неба и Вечности, гармонии;
нежно-розовый
–
душевной утончённости,
вишнёвый
– знак Христа,
пурпур
– Вечности и славы Христа,
Возрождения, царствования;
зелёный
– юности и цветения, надежды, духовного
пробуждения;
чёрный
– знак сокровенных Божественных тайн, а также смерти, ада.
Но самый значительный, самый главный цвет в иконе –
золото –
символ радости и
блаженства, Божественной энергии, царственного достоинства, нравственного величия,
вечности. Золотой фон подчёркивал ирреальность изображённого, золотой нимб –
принадлежность к миру святых. Золотой божественный свет (ассист) тонкими лучами
исходил от Бога, озаряя всё кругом в Горнем мире. Цвет нёс с собой одновременно и свет, но
сочетание цвета-света у разных мастеров отличалось. Светоносны яркие, чистые, звонкие
краски новгородских икон, в которых сильно выражено декоративное начало. А псковские
иконы глухих, землистых, зелёных тонов загорались светом как бы из глубины доски, словно
из таинственной мглы. У московских мастеров XV в. краски стали прозрачными,
светящимися. Но в XVI-XVII вв. победили тёмные тона: сначала насыщенные и благородные,
они становились всё более тусклыми и землистыми. В любом случае краски, выявляя свою
суть, должны были составлять и единое целое, живописную гармонию.
Образцы византийского искусства стали появляться на Руси с конца Х в. и были
предметом подражания для русских иконописцев. Но с самого начала преемники показали
себя не как копиисты, а как самостоятельные творцы. Уже в ХII в. иконопись отличалась
выраженным национальным своеобразием. «Смягчая суровые византийские каноны, - писал
известный искусствовед В.Н Лазарев,- русские живописцы стремились к более земному, к
более свободному искусству. Они не боялись вводить в церковную роспись богатую
растительность, делающую столь привлекательным их райский сад, они облачали праведных
жён в славянские одеяния, придавали лицам ангелов национальный отпечаток. Так
постепенно традиционные формы начали наполняться новым содержанием, в котором
русские черты заявляли о себе со всё большей настойчивостью» 50 . На русских иконах лики
становились более мягкими и более открытыми, усиливалась интенсивность чистого цвета,
исчезали резкие блики.
До XVI в. на Руси ориентировались на древние образцы, отношение к которым было
относительно свободным. Иконописный канон воспринимался не как жёсткий закон и не как
внешнее предписание или правило, а как внутренняя норма, отражавшая сопричастность
художника церковной вере. «И творчество человека осуществляется в сочетании его воли с
волей божественной, в синергии (сотрудничестве –
авт.
) двух действий: божественного и
человеческо
______________________________________________