Стр. 42 - 2

Упрощенная HTML-версия

Начиналась Масленица с поминовения умерших. Язычники верили, что души предков
возвращаются на землю вместе с теплом, травами и птицами, чтобы помогать живым, а
потому первый блин клали для них на «духовое» окошко. «Первый блин - комам», - говорили
в старину (комы - души умерших).
В мифологических представлениях блюда из зерна и муки соотносились с
производящей, рождающей силой нижнего мира, с силой плодородия, эротики, размножения.
И поэтому оказывались материальными символами связи, посредничества между мирами.
Так, при приготовлении каравая встречались огонь и вода, верх и низ модели мира. По
мнению А.В. Юдина «каравай оказывается точкой встречи и переплетения, взаимоперехода
всех миров вертикали и сезонов годового круга, он, в сущности, сам - символ круга времён,
определяемого солнцем» 29 . Также трактуется символика масленичных блинов, а их
неумеренное поедание - типичный магический обряд плодородия: от количества съеденного
зависит новый урожай и весеннее возвращение солнца.
Эта же символика характерна для пасхальных
яиц
. В языческой Руси яйцо считалось
чудодейственным, источником жизни. Оно, как и зерно, несло не только рождение, но и
воскресение - внешне неживое семя, твердое известковое яйцо вдруг дает начало новой
жизни, повторяя уже известный путь: на землю, в гнездо - и вверх, в рост. Это позволяет
соотнести его не только с образом языческого умирающего и воскресающего божества, но и
Христа.
______________________________________________
27 Рыбаков Б.А. Указ. соч. – С.668.
28 Цит. по: Ковалев В.М., Могильный Н.П. Русская кухня: традиции и обычаи. –
М.,1990. – С.86.
29 Юдин А.В. Указ. соч. – С.132-133.
Традиции встречи Пасхи восходят к языческой весенней земледельческой обрядности.
Для увеличения урожая окрашенные кровью яйца (чтобы они были более «угодны духам»)
катали по земле. В некоторых местах России до сих пор делают голубков из выдутого
куриного яйца (древнейшая символика рождения жизни) или плетут их из соломы, которая
символизирует плодородие полей и напоминает лучистое солнце. Плетут также соломенное
паникадило (подсвечник) и, украсив его цветными тряпочками, вешают в красном углу до
следующей Пасхи.
Давно известны ярко раскрашенные цветными узорами яйца - писанки,
символизирующие весну, солнце, пробуждение природы. Археологи нашли глиняные
писанки в Киевской Руси. Этнографы рассказали об очень архаичных космогонических
изображениях на пасхальных писанках небесных лосих-рожаниц, знаков земли, воды и др.
Освященное пасхальное яйцо за праздничным столом ели первым, деля его между
всеми участниками трапезы. Яйца дарили друзьям и знакомым, раздавали нищим, с ними
связаны многие поверья (оберег от болезни скотины, от молнии, средство для повышения
урожайности посевов, для тушения пожаров, поиска заблудившихся в лесу домашних
животных) и игры (катание яиц, «битки»). Сегодня красное яйцо является знаком
воскресения Христа - символизирует наше возрождение кровью Христа.
Не менее значима в обрядовой кухне и
курица
. Издавна она считалась жертвенной
птицей, наделялась магической силой плодородия. Это делало ее, в частности, одним из
главных компонентов свадебных обрядовых блюд. При отправлении невесты к жениху ей
давали жареную курицу, которой молодые угощались после первой брачной ночи, разрывая
птицу руками на куски.