Ритуальной жертвенной пищей были также
свинина и говядина.
Так, русальские
праздники заканчивались ритуальным пиром, к которому кололи быка. На Рождество и
Новый год ели мясо свиньи, которая из-за своей плодовитости воспринималась как символ
красоты. В центральной полосе России в Васильев день (1 / 14 января; Василий, архиепископ
Кесарии - покровитель свиней) кололи «кесаретских» поросят. Перед употреблением
зажаренного мяса старший в семье трижды поднимал блюдо с целым поросенком,
приговаривая: «Чтобы свиночки поросились, овечки ягнились, коровушки телились» (жертва
и моление за скотину). После трапезы хозяин вызывал смельчака отнести кости в свиную
закутку. Носить нужно по одной косточке, а там сидят черти и могут захлопнуть дверь и бить
по голове костями, требуя назад поросенка (противостояние нечистой силе).
Интересно, что церковь вела борьбу с ритуальным мясоедением: в XI в. был удлинен
петровский пост, приходившийся на русальский месяц июнь, в XII в. насаждался запрет на
мясо в том случае, если крупный господский праздник приходился на постные дни, на среду
или пятницу. Эти запреты были восприняты почитателями древних обычаев как грубое
вторжение в привычные устои жизни. Конфликт тогда закончился победой старой языческой
традиции.
Еще одно интересное ритуальное угощение, появившееся в христианское время, -
творожная
пасха
, приготовляемая в специальной форме в виде усеченного конуса,
имитирующего Голгофу. Стенки ее украшались крестами и буквами ХВ. Это блюдо
подчеркивало идею искупительной смерти Христа, скорби и страданий.
Таким образом, обрядовая пища являлась очень важным, обязательным атрибутом
семейных и общественных календарных праздников. Цель ее использования: умилостивить
богов и духов, таинственные силы природы, чтобы они способствовали благополучию семьи,
богатому урожаю и приплоду скота. Можно отметить и ряд воспитательных моментов,
особенно для детей: приучение к самодисциплине, терпению, выдержке, вниманию к
присутствующим, укрепление гуманизма, доброжелательности, уважения к старшим.
ЛИТЕРАТУРА ПО ТЕМЕ
1. Велецкая Н.Н. Языческая символика славянских архаических ритуалов. – М.,
1978.
2. Времена года. Православный народный календарь. – Пермь, 1992.
3. Зеленин Д.К. Восточнославянская этнография. – М., 1991.
4. Ковалёв В.М., Могильный Н.П. Русская кухня: традиции и обычаи. – М., 1990.
5. Лотман Ю.М. Беседы о русской культуре. Быт и традиции русского дворянства
(ХУШ - начало Х1Х века). – СПб., 1994.
6. Максимов С.В. Нечистая, неведомая и крестная сила. – СПб., 1994.
7. Миловский А. Песнь жар-птицы: Рассказы о народных праздниках. – М., 1987.
8. Миронов В.А. Двенадцать месяцев года. – М., 1991.
9. Мифы древних славян. Велесова книга. – Саратов, 1993.
10. Наши традиции. Крещение. Венчание. Погребение. Посты. – М., 1996.
11. Обрядовая кулинария. – Минск, 1997.
12. Пропп В.Я. Русские аграрные праздники. – Л., 1963.
13. Русский народ. Его обычаи, обряды, предания, суеверия и поэзия. Репр. изд. 1880.
– М., 1992.
14. Рыбаков Б.А. Язычество Древней Руси. – М., 1988.
15. Сумцов Н.Ф. Символика славянских обрядов. – М., 1996.
16. Юдин А.В. Русская народная духовная культура. – М., 1999.