Пирогом заканчивался и поминальный обед. На большом блюде в окружении свечей
его выносили из дома умершего и раздавали нищим. Самые разные пироги, но чаще всего с
мясной начинкой, пекли на Рождество.
Ко многим праздникам делали особое обрядовое
печенье
. На Рождество выпекали
фигурки домашних животных, чаще всего коров, овец, свиней, коней, птиц. Называли их по-
разному: колядки, каледушки, овсеньки, козульки, но значение имели одинаковое -
заклинание плодовитости. Такую выпечку дарили родным, друзьям, детям, колядникам,
выставляли в оконцах, скармливали скоту, ими украшали ёлку. На севере был обычай одну
фигурку ставить в сенях над проходом, чтобы животные сами находили дорогу из стада
домой и лучше плодились.
______________________________________________
26 Обрядовая кулинария. – Минск, 1997. – С. 513-518.
В крещенские праздники пекли кресты из кислого теста, иногда в них прятали монетку
или пуговку «на счастье».
В марте взрослые и дети встречали весну печёными «жаворонками», их вешали на
колья, нанизывали на вилы и поднимали к небу или просто подбрасывали румяных птичек
высоко вверх и пели зазывные песни - веснянки. В Орловской губернии дети отдавали их
матери, говоря: »Как жаворонок высоко летал, так чтобы и лён твой высокий был».
С днём Иоанна Лествичника (30 марта / 12 апреля) связан обычай печь из теста
лестнички
для восхождения в будущей жизни на небо. К синтезу двух мировоззрений
привела ассоциация христианского имени с языческим представлением о пути в загробный
мир.
Лесенки пекли и на Вознесение (40-й день по Пасхе), их подбрасывали вместе с
варёными яйцами вверх с приговором, заклинающим рожь вырасти так же высоко. Иногда
при их помощи гадали о посмертной участи человека.
Перед свадьбой выпекали шишки, голубков или уточек - их вручали во время
приглашения гостей как подарок от молодых. Эта символическая выпечка могла
олицетворять стремление к богатству, щедрости и должна быть отблагодарена подарком или
деньгами.
Атрибутами свадебного, рождественского, новогоднего стола были и «орешки» -
символы богатства, плодородия, хорошего урожая.
Символический смысл имели подарки в виде пряников различной формы: сердце
означало признание в любви, колыбельку получали молодые на свадьбе, коня или петуха
дарили мальчикам.
Одно из самых популярных блюд на Руси -
блины
. В старину блин сопутствовал
человеку всю его жизнь - от рождения (роженицу кормили блином) и до самой смерти
(обязательная еда во время поминальных обрядов). Но прежде всего блины - необходимый
атрибут Масленицы. С языческих времён блины являлись символом солнца и их
коллективное поедание знаменовало победу дня над ночью, света над тьмой. В русских
деревнях 1Х-Х вв. известны круглые глиняные сковородки с зубчатыми краями и крестом,
знаком солнца, которые, вероятно, служили для выпечки масленичных блинов 27 .
Образную характеристику этому ритуальному угощению дал А.И. Куприн: «Блин
кругл, как настоящее щедрое солнце. Блин красен и горяч, как горячее всепрогревающее
солнце, блин полит растительным маслом - это воспоминание о жертвах, приносимых
могущественным каменным идолам. Блин - символ солнца, красных дней, хороших урожаев,
ладных браков и здоровых детей» 28 .