Стр. 40 - 2

Упрощенная HTML-версия

жертвами душам умерших. Такое же значение имела и раздача оставшейся кутьи нищим.
Особой «мирской кашей» кормили нищих в день Аграфены Купальницы (23 июня / 6 июля).
В этот же день по определённому обряду девушки готовили «обетную» кашу или кулагу,
которую ели по возвращении из бани или после купанья.
Распространённым обрядовым блюдом был хлеб.
Хлеб
всегда почитался как
священный продукт, с ним были связаны представления о счастье и благополучии дома. Вот
некоторые приметы:
– нельзя доедать хлеб за другим - заберёшь его счастье;
– нельзя есть за спиной другого человека - съешь его силу;
– нельзя во время еды давать хлеб со стола собакам - постигнет бедность;
– нельзя оставлять кусок хлеба на столе, будешь худеть - он тебя есть будет или
станет гоняться за тобой на том свете;
– не ломай хлеб руками - жизнь себе поломаешь.
Издревле известно доброе пожелание «хлеб-соль», оно отгоняет злых духов, является
знаком гостеприимства. Хлеб - это выражение милости, соль - любви. Хлеб означает
пожелание богатства и благополучия, соль защищает от враждебных сил. На столе в русском
доме постоянно лежал хлеб, а рядом стояла солонка (знак гостеприимства и особого
положения, которое отводилось столу).
В разных случаях выпекали караваи, пироги, калачи, печенье и другой специальный
хлеб. Традиционный славянский круглый
каравай
, испечённый на огне, воплощал
солнечную символику. В языческие времена каравай был главным атрибутом свадебного
обряда. Родительское благословение молодых хлебом-солью некоторые исследователи
считают ранней формой заключения брака. Неординарная роль свадебного хлеба сохранялась
до начала ХХ века. Выпекание каравая было обусловлено сложным ритуалом, с которого,
собственно, и начиналась свадьба, сопровождалось пением и танцами. Каравайницами
выбирались только жёны из счастливых семей. Каждая приносила с собой муку, яйца, масло -
объединение продуктов должно было сильнее скрепить молодую семью. Тесто не должно
быть слишком крутым (иначе жизнь молодых сложится «круто») или слишком жидким
(каравай в печи может лопнуть - жизнь молодых разобьётся). На нижний корж клали сырые
яйца (символ продолжения рода), ягоды, сыр и мёд (символы безбедной жизни). Сверху
каравай украшали голубками (любовь молодых), шишечками (плодородие), уточками
(благополучие). Каравай, испечённый в доме невесты, делили между гостями перед её
отъездом к жениху, а под конец свадьбы раздавали «женихов» хлеб, получая взамен подарки
молодым 26 .
Разновидность каравая - высокий круглый пасхальный
кулич
, украшенный крестом,
считался чистым от злых духов хлебом.
Ни одно гулянье, особенно семейное, не обходилось без
пирогов
(от слова «пир»),
считавшихся залогом благополучия семьи и хорошего урожая. Так, в день именин было
принято рассылать пироги (а в некоторых губерниях - большие сдобные булки, украшенные
сверху изюмом, - «именинники») родным и близким в качестве приглашения на праздник.
Специальный пирог с изюмом разламывали в разгар торжества над головой именинника и
осыпали его начинкой, приговаривая: «Чтобы на тебя так сыпалось золото и серебро». Также
обязательным на именинах был пирог с капустой.
На свадьбе подавали курник - куполообразный пирог с курицей (символ плодородия).
На следующий день после свадьбы молодая пекла пирог для гостей, по виду которого судили
о домовитости будущей хозяйки.