Стр. 39 - 2

Упрощенная HTML-версия

традиционных знаний остается для нас загадкой, но сами знания, несомненно, достойны
уважения.
ОБРЯДОВАЯ ЕДА
Языческие гулянья нередко сопровождались общей обрядовой трапезой. В Древней
Руси известны «братчины» - общесельские пиры около церкви или в церковной трапезной во
время некоторых христианских праздников, когда «всем миром» варили пиво, закалывали
быка. Например, петровская братчина была завершением русальского июньского цикла, в
древности посвящённого Дажьбогу. Братчинами являлись и осенние праздники урожая:
Спасы 1 / 14 и 6 / 19 августа, Успение Богородицы 15 / 28 августа, Рождество Богородицы 8 /
21 сентября и соединённое с ним празднование Рода и Рожаниц. Таким образом,
приготовление ритуальной пищи становилось важнейшим элементом подготовки к
празднику.
Обычно в праздничном пиршестве соседствуют две тенденции: выставление на стол
как можно большего числа блюд из всего производимого и выделение специфики данного
дня особым блюдом. Наибольшим изобилием еды должен был отличаться Новый год.
Считалось, что это вызовет изобилие в течение всего года и богатый урожай.
Пожалуй, самое распространённое обрядовое кушанье -
каша
. В Древней Руси
«кашей» называли свадебный пир; организовать его - «заварить кашу». Сладкой кашей из
пшена с мёдом угощали родителей и родственников невесты; она символизировала чистоту и
невинность девушки. Молодые часто употребляли только эту еду, её символическое значение
сводилось к продолжению рода.
Кашу варили и при заключении мирного договора. В знак дружбы противники ели её
за одним столом. Но если договор заключить не удавалось, говорили: «С ним каши не
сваришь». Кашу с маслом подавали на родинах и крестинах, а на поминках - с мёдом (кутью).
Пища, сваренная из хлебных зёрен, олицетворяла непрерывность жизни, была залогом
семейного благополучия (обилие зёрен), а также обозначала связь поколений в семье. По
древнему поверью души умерших вселялись в птиц, поэтому лучшее поминальное угощение
для них - кутья (птичья еда).
У русских и белорусов существовал обычай «бабиной каши». Её варила бабка-
повитуха и приносила роженице на крестины. В конце обеда горшок с кашей разбивали об
угол стола и она рассыпалась. То, что оставалось в руках, съедали мать и гости, часть
уносили с собой для детей. Если в доме были молодые бездетные женщины, то горшок нужно
было разбить так, чтобы как можно больше содержимого полетело в их сторону. Кроме того,
«баба» угощала молодого отца ложкой недосоленной или пересоленной еды в наказание за
родовые муки жены.
На Васильев день (1 / 14 января) с утра по специальному ритуалу варили кашу из
гречи. Если она получалась красная, хорошо разваренная - быть семье счастливой. Если же
выходила бледной или вылезала из горшка или, того хуже, горшок трескался, то быть беде.
Накануне Рождества, в Сочельник, употребляли только овощи, сочиво и взвар. Сочиво
- это та же поминальная кутья с изюмом, маком, орехами. Сладкая приправа означала
сладость благ будущей блаженной жизни. Взвар (узвар) - густой компот из сухофруктов -
всегда был символом рождения. Соединение этих блюд знаменует рождение и смерть Иисуса
Христа во искупление грехов человеческих. Садово-огородные растения и плоды, как и
семечки, считались символом оплодотворяющего землю дождя.
У украинцев и белорусов был распространён обычай подношения ритуальной кутьи
крёстным родителям и повивальным бабкам, что многие исследователи связывают с