правил во избежание опасности, исходившей от покойника. Остановимся подробнее на
свадебном и погребальном обрядах.
По мнению А.В.Юдина в традиционной
свадьбе
выявляются два основных признака,
тесно связанные между собой, - диалогичность и переходный характер. Диалог ведут род
жениха и род невесты, чуждые пока друг другу, но стремящиеся породниться. В обряде
постоянно сталкиваются оппозиции свой-чужой, близкий-далекий, доля-недоля, жизнь-
смерть. Замужество ритуально осмысливалось как смерть: плач невесты, сборы в долгий
путь, в чужую сторонушку, мир иной. Одновременно оно отмечало переход из юношества в
полноправную зрелость (величание молодых по отчеству, именование князем и княгинею).
Во время празднества между домами жениха и невесты происходили постоянные
перемещения: при сватовстве, «глядении» невестиной родней хозяйства жениха, рукобитье и
самой свадьбе. Ритуально это пространство воспринималось как путь из мира в антимир,
каждый из которых имел свой центр (красный угол , печь) и серию кругов (дом, двор,
деревня, поле). Путь от одного дома к другому состоял в последовательном пересечении
границ этих кругов (двери, ворота, околица). При этом все, что оказывалось впереди, даже
порог своего дома, воспринималось как «чужое» и для его преодоления и превращения в
«свое» требовались специальные обряды. Самым последним рубежом был стол, через него
сватами совершалось рукобитие - окончательное снятие исходного противостояния. При всех
предсвадебных передвижениях пути туда и обратно не должны совпадать, так же как нельзя
вернуться той же дорогой из мира иного. По древним представлениям вход в мир иной
охраняют привратники, и , чтобы пройти туда, надо заплатить им выкуп. Отсюда пошел
обычай преграждать дорогу свадебному поезду, требуя плату вином, деньгами и проч.
Помешать свадьбе могла и нечистая сила, и колдуны. От них защищали обереги
(иголка в подоле, кропление святой водой, молитвы, обвязывание молодых рыболовной
сетью и т.д.) и другие магические средства (шум, стрельба, «опахивание» веником круга
вокруг поезда, покрывание головы молодых, запрет произносить их имена и т.д.). Колдунов,
чтобы не обиделись и не навредили, приглашали на свадьбу, а от колдовства охранялись
заговорами.
Окончательный переход невесты в дом мужа и превращение ее в «свою» закреплялся
переплетением кос по-женски и ритуальным обходом молодой вокруг печи в этом доме 22 .
Таким образом, окружавший свадьбу мир был наполнен сложной знаковостью, где
особым значением наделялась каждая мелочь, несущественная в обычной жизни.
Наряду с традиционными представлениями о мироустройстве в свадебном обряде
можно увидеть следы древнего быта славян 23 . Иногда эти две особенности накладываются
друг на друга и тогда возникает многовариантность в понимании традиции.
Первоначальной формой заключения брака было
умыкание
девиц из чужого рода или
села во время игрищ. Заранее условившись с
______________________________________________
22 Юдин А.В. Указ. соч. – С. 166-169.
23 См.: Сумцов Н.Ф. Символика славянских обрядов. – М., 1996.
невестой, жених похищал ее после гуляний, увозил на сутки в лес, объезжал с ней
трижды вокруг заветного дерева или озера, после чего она считалась его законной женой.
Этот обычай отразился в ряде более поздних свадебных обрядов:
– появление сватов в виде путешественников, странников;
– появление сватов поздно вечером, в полночь;
– разговоры о том, как князь увидел на охоте лисичку (куничку) и начал ее
преследовать;