– устройство перед домом невесты искусственных преград (защита от жениха-
хищника;
– выстрелы во время сватовства и свадьбы;
– хоругви, знамя, шест с лентами (знак победы);
– запирание ворот во дворе невесты перед сватами или женихом;
– борьба перед воротами невесты;
– обыкновение прятать невесту;
– вооружение брата невесты или подруги саблей, палкой, плетью;
– враждебное отношение между гостями жениха и невесты (состязание в песнях);
– отправление молодой в дом мужа поздно вечером;
– внесение молодой на руках в дом;
– символическое бегство молодой, освобождение от мужа;
– притворное рвание косы молодой (отрезанная коса - символ потери девственности,
насильственного захвата);
– вооруженное оберегание молодых в первую брачную ночь.
Затем похищение сменилось
куплею
- платой родне невесты. Отсюда невеста
называлась «рядом» (ряд - договор), «товаром», а жених - «ряженым», «купцом». После
свершения договора стороны били по рукам (рукобитие, обручение). Напоминание об этом:
– сватовская формула «у вас товар, у нас купец»;
– пропой невесты парнями-соседями;
– продажа косы;
– осмотр невесты;
– выкуп места около невесты или ее сундука;
– рукобитье сватов после сговора (руку заворачивают полой - к богатству, голая
рука знаменует бедную жизнь);
– соединение рук брачующихся (передача девушки во власть мужчины);
– удар невесты плеткой, прутом (символ подчинения мужу);
– заплетение и подстригание косы невесты (символ подчинения);
– молодой наступает жене на правую ногу (утверждение власти);
– разувание мужа, целование ног (подчинение мужу).
Еще одна форма -
договорный брак
, который заключался по воле родителей или
взаимному уговору молодых. Его отголоски:
– обрядовое спрашивание жениха и невесты их родителями или сватами о согласии
на вступление в брак;
– спрашивание сватом у невесты позволения ввести жениха в избу;
– осмотр дома жениха родителями невесты («смотреть колушки»);
– нахождение у порога родни жениха во время сговора и прислуживание
родственникам невесты;
– высказывание родителями молодой намерения взять ее обратно в случае дурной
жизни в доме мужа;
– дарение невестой сорочки жениху.
Нам известны языческие представления о браке неба и земли (солнечные лучи и дождь
оплодотворяют землю, которая дает плоды). Славяне верили и в супружеские отношения
месяца и солнца. Месяц сначала являлся мужским началом, а затем, с развитием земледелия,
уступил первенство солнцу, перейдя на женскую роль. Распространено также верование в
бракосочетание месяца и вечерней звезды.
Небесный брак
стал освещающим первообразом
брака земного, о чем свидетельствуют следующие черты:
– светоносные и громоносные свойства молодых (они освещают двор и дом своим
появлением);