Стр. 32 - 2

Упрощенная HTML-версия

Очистительную силу имел и
огонь
, поэтому на Купалу жгли костры (символ Солнца)
и прыгали через них, переносили немощных стариков и маленьких детей. Удачный
совместный прыжок девушки и парня предвещал им счастье. Солнечная символика отражена
в обычае пускать с горок обвязанные соломой и подожжённые колёса.
Защищающие от враждебных сил костры разводили и на Благовещенье (25 марта / 7
апреля). Через них скакали, дымом окуривали одежду. Всю ночь накануне горели огни и в
избах, чтобы лучше уродился лён, в противном случае его выжжет молния. Так как
Благовещение считалось неблагоприятным днём (возможны ссоры, скандалы, сглаз,
наговоры и проч.), то эти меры предохраняли от злого магического воздействия.
Итак, основу календарных праздников составляют языческие и христианские
традиции при явном доминировании первых. В народных обычаях они, как правило,
настолько тесно переплетены, что бывает трудно выделить их первоначальный смысл.
СЕМЕЙНЫЕ ОБРЯДЫ
Согласно традиционному мышлению критические точки есть в жизни не только
природы, но и человека, основные из них: рождение, свадьба и смерть. Ритуалы,
посвященные этим событиям, способствовали переходу личности из одного социального
состояния в другое. Они достаточно специфичны, но имеют и некоторые общие черты.
Во всех случаях: и с младенцем, и с невестой, и с покойником, совершался обряд -
омовения
, смысл которого - «смыть» прежнее состояние (нерожденности, девичества,
жизни). Нечистыми представлялись роженица и новорожденный: рождение, во-первых,
считалось высшим проявлением женского начала, связанного с нижним, негативным, а, во-
вторых, переводило ребенка из невидимого в видимое, из представителя иного мира в живого
человека. Очищение невесты связано с превращением ее из «своей» в «чужую» для
родительского дома и, наоборот, из «чужой» в «свою» для дома жениха (идея смерти и
возрождения). Нечистым считался и покойник, уходивший в мир иной. Омовение, наряду с
другими действиями, нейтрализовало исходящую от него смертоносную силу и
одновременно облегчало ему переход в царство мертвых.
Сходство проявляется и в том, что совершаемые в родильной и погребальной
обрядности действия аналогичны по назначению и синхронны, хотя предполагают
противоположный эффект и порядок; в свадьбе же реализуются представления и о рождении,
и о смерти. В течение года продолжались обряды принятия новорожденного в семью или
общину (проведывание роженицы сельчанами, выбор кумовьев, ритуальный обед-родины,
крещение, крестины, первая стрижка ребенка) и поминальные обряды (прощание, похороны,
поминки после похорон, а также на 9-й, 40-й день и в годовщину). Со сроками поминания
покойного перекликаются омовение роженицы и повитухи на третий день и очистительная
молитва родившей через 40 дней, после которой ей вновь разрешалось посещение церкви.
Свадебный и похоронный обряды сближает, например, сходство причитаний,
включение элементов одного ритуала в другой: плач невесты-сироты, как бы приобщающий
умерших родителей к участию в свадьбе, или, наоборот, похороны «невесты» (незамужней
девушки), которые содержали черты свадебных действий, поскольку все критические точки
жизни должны быть пройдены по порядку.
Праздники имели и свои существенные отличия. Рождение отмечалось спокойно,
сдержанно, главным было помочь женщине в родах, очистить ее и младенца, принять нового
члена в общину. Свадьба - кульминация жизни - напротив, была масштабным, шумным
событием с очень сложным ритуалом и глубоким смыслом. Значительным и
глубокомысленным являлось и погребение, требовавшее точного выполнения установленных