личности и к необходимости больше полагаться на самих себя. (Неделя. – 1998. – 28 янв. – С.
12).
Почитание деревьев издревле было свойственно всем народам. На Руси культовым
деревом была
берёза
- символ девичества, дух-покровитель сообщества. Как главный образ
она присутствовала во многих девичьих обрядах, на Троицу. С её помощью «кумились»,
ветками наряжали дома, из неё плели венки. Венок служил залогом бессмертия, знаком
любви и супружеских уз. Наши предки верили, что украшая всё кругом зеленью и цветами,
можно ускорить созревание хлебов.
Верба,
расцветающая первой, стала знаком наступающей весны, деревом жизни,
наделённым особой целебной силой. Она - героиня вербного предпасхального воскресенья. В
фольклоре она приобретала черты Мирового дерева, как и береза, и сосна. Символом
космического Мирового дерева был и ледяной столб, который устанавливали на Масленицу.
Рябина
способна защитить от всякой ночной нечисти. Она неподвластна подземным силам.
Ярко-красный цвет ягод - цвет Солнца, победителя ночи.
А
осина
- проклятое дерево, место постоянного обитания злых духов. Его нельзя было
вносить в дом, прятаться под ним во время грозы, но именно осиновым колом можно было
навеки пригвоздить к земле упыря.
Большая роль растительному миру отводилась в купальской обрядовости. Со дня
Аграфены Купальницы (23 июня / 6 июля) начинали активный сбор трав и кореньев для
лечения и ворожбы. В ночь на Ивана Купалу, ночь ведьм, колдунов и всякой нежити,
разговаривали между собой животные, деревья и даже травы, которые в этот момент
наполнялись чудодейственной силой. Но чтобы они не утратили своего магического
воздействия, неотделяемого древним человеком от физического, необходимо было строго
соблюдать правила сбора трав и необходимые ритуалы. Тогда, если повезёт, можно найти
даже таинственный «перунов цвет» - огненный цветок
папоротника
, сорвав который
овладеешь тайными знаниями и сможешь видеть зарытые под землёй клады. Это возможно
только в данную ночь, когда нечисть приоткрывает спрятанные сокровища и они вспыхивают
блуждающими огоньками на болотах и лесных пнях.
Важнейший символ купальских обрядов - двуцветный
цветок иван-да-марья,
означающий два противоборствующих начала: мужское и женское, огонь и воду, высшее и
низшее, жизнь и смерть, крепко связанные друг с другом. Иван обозначен жёлтым цветом -
это Иван Купала, воплощение силы Солнца, небесного огня. Марья (синий цвет) - образ
древнего духа смерти, болезней, водной стихии Мары (Марены). По фольклорным текстам -
это родные брат и сестра, вступившие в кровосмесительную связь. С близнечной парой Иван-
Марья была связана магия любви и плодородия, а также целебных сил.
Довольно сильно в купальских праздниках выражено магическое значение
воды и
огня.
Массовые купания в источниках (или в бане) были почти обязательными, иногда -
нагишом, чтобы в течение лета чувствовать себя в воде безопасно. Для здоровья умывались
утренней росой (с этой же целью катались по росе в Егорьев день - 23 апреля / 6 мая). В
конце зимних святок на Крещение многие окунались в прорубь, называемую Иорданью (в
честь реки, в которой крестился Иисус), смывая таким образом с себя грехи и болезни.
Купание вообще осмыслялось как возвращение к изначальной чистоте.
Купанием и обливанием сопровождался обряд вызова дождя, согласно языческим
представлениям о связи влаги земной и небесной. Воду активно использовали для гаданий,
так как её зеркальность - отражение иного мира, реки-дороги в потусторонний мир.
Заклинание дождя и тем обеспечение плодородия возможно также с помощью
ритуальных
поцелуев
. Это отмечено в масленичных обрядах, восходящих, вероятно, к
представлениям о совокуплении неба (мужское начало) и земли (женское), в результате чего
возникает дождь, оплодотворяющий почву.