Стр. 28 - 2

Упрощенная HTML-версия

17 Юдин А.В. Указ. соч. – С. 259.
Многие обряды, особенно зимнего цикла, связаны с
идеей плодородия
. Так, на
Масленицу и святки катались с гор, на Масленицу и Пасху качались на качелях. Магический
смысл
катания с гор
– обеспечение роста культурных растений. Движение сверху вниз
имитирует посредничество между мирами: за нисхождением (смертью) следует восхождение
(воскресение). Зерно, положенное в землю, наполняется исходящей из нижнего мира силой и
прорастает. Отсюда, чем дальше прокатишься с горы, тем выше затем поднимется стебель,
больше будет урожай. С наполнением половой силой связано ритуальное катание с гор
молодожёнов на Масленицу. Такой же смысл имеет качание на качелях.
Этнографами зафиксирован и такой способ воздействия на высокий рост посеянных
злаков, как
хождение на ходулях
во время начала посевных работ.
С перспективами будущего урожая связан обряд
«посевания»
или колядования (в
Сочельник, под Новый Год и накануне Крещения), а также волочебничанье (на Пасху) –
обход домов с детьми с исполнением припевок, бросанием зерна и требованием угощения:
как угостят хозяева, такой урожай и получат.
Плодородие обеспечивалось и путём нейтрализации противопоставления верх-низ.
Для этого на Троицу
пригибали к земле
верхушки берёз и переплетали их с травой. В конце
обряда деревце развивали и выбрасывали с причитаниями в реку – развязанная жизненная
сила переходила в будущий урожай.
С Егорьева дня (23 апреля / 6 мая – окончательное торжество весны над зимой) до
Покрова (1 / 14 октября – первый подступ зимы) принято было водить различные
хороводы
древние обрядовые танцы, связанные с символикой магического круга-оберега и солнца. В
одних случаях при этом исполнялись песни, заклинающие плодородие («где хоровод ходит,
там и жито родит»). Другое значение имели орнаментальные хороводы с повторяющимися
движениями, направленными по солнцу (по часовой стрелке). Они, как и магические
орнаменты на одежде и домашних предметах, выполняли функцию защиты от враждебных
сил. Но иногда хороводы водили в обратном направлении (как движется солнце,
опустившееся на ночь в потусторонний мир), посвящая их антимиру, чтобы мёртвым тоже
было хорошо.
Древнейший обряд, приуроченный к окончанию жатвы, - сохранение на поле пучка
несрезанных
колосьев
, перевязанных лентой, -
«Велесу на бородку»
(у язычников) или
«завивание бороды» Илье или Николаю (у христиан). Исследователи отмечают, что этот
обряд был распространён у всех европейских народов и связан с верой в духа нивы,
спасавшегося от жнецов в несжатом клочке хлеба или в дожиночном снопе.
К аграрному годовому циклу относится и
культ поминовения умерших
, хотя
предков молили не только об урожае, но и о сохранности дома, целости скотины, здоровье
людей и семейном благополучии вообще. Кроме того, Б.А. Рыбаков выявил чёткую логику
культа в средневековой Руси, включающего целую систему поминальных дней, и
воспроизводящего этапы древнего языческого ритуала похорон. В системе годичных
поминаний учёный выделил четыре звена: 18
1. «Великий четверг» страстной недели перед Пасхой. В этот день жгли большие
костры из соломы на улицах и у ворот и плакали об умерших, что имитировало погребальный
языческий огонь. Одновременно жгли хвойные ветки в домах для очищения жилища и
прыгали через этот костерок, на восходе солнца обливались водой (очищение), дети бегали
вокруг двора с колокольцами (защита скотины от нечисти), кормили домового цыплёнком,
(возможно, это связано с тем, что курица помогала душе пройти путь на тот свет),
прокапчивали «четверговой свечой» три креста на косяке входной двери (защита дома).