Стр. 27 - 2

Упрощенная HTML-версия

разодранное грязное рубище, на голову привязывали кудели шерсти, лица чернили сажей, на
шею привязывали коровьи колокольчики. Всё это являлось атрибутами
«антимира»
, мира
Хаоса. Так, цыгане, с точки зрения русского крестьянина, - чужаки, живущие по
неправильным законам: не пашут, кочуют, воруют. Всадник мог символизировать
Громовержца, медведь – ипостась его противника Велеса, козёл – также один из атрибутов
Громовержца.
Чаще всего образ козы связывался с магией плодородия: «Где коза ходит, там жито
родит», - утверждает обрядовая песня. Но иногда значение её как бы раздваивается:
умирающая коза – воплощение замирающей зимой природы, а воскресшая коза – природа,
пробуждающаяся к новой жизни. Видимо, к более позднему времени относится ассоциация
козы с чертями, которые чаще всего появляются в её образе. Туда, где имитируется зло,
настоящее зло не придёт. Таким образом, обрядовое хождение с козой должно было
обеспечить хороший урожай и предохранить от всякой нечисти.
Непременная маска медведя на масленичном карнавале олицетворяет наступление
весны - в это время он просыпается от зимней спячки. Тему весны дополняет образ коня,
принимающего участие в движении солнца. Маска быка – отражение культа ярой жизненной
силы. Присутствие образа курицы связано с тем, что она наделялась магической силой
плодородия. «Божьей птицей» называли журавля - вестника пробуждения природы.
______________________________________________
16 См.: Миронов В.А.Указ. соч.
В целом ряжение имело глубокий знаковый смысл. Переодетые – агенты «антимира»,
ставили себя вне принятых правил поведения, демонстрировали «антиповедение»,
хулиганили, глумились над всеми, пока от них не откупались и не выгоняли, как и положено
поступать с нечистью: это служило магической защитой от возможных реальных нашествий.
«Антимир», замечает А.Юдин, освящён языческой святостью, которая связана со смертью и
возрождением, ростом, плодородием. Это нисхождение, за которым следует восхождение,
прирастание блага 17 .
Идея «антимира» присутствует во многих обрядах. Так, в предпасхальный «чистый
четверг» мужики для оберегания полей и огородов от кротов верхом на кочерге (антилошади)
трижды объезжали их со специальными приговорами, очерчивая магический круг – защиту
от подземных сил. А девушки в этот же день для охраны скота объезжали дом с постройками,
сидя на помеле, распустив волосы и в одной рубашке, имитируя таким образом
принадлежность к антимиру.
От визитов ходячих покойников и нечистой силы охраняла перевёрнутая посуда,
которая в данной ситуации лишалась своего обычного значения и наделялась антизначением.
Из антиматериала (противопоставленного обычным хозяйственным материалам, например,
дереву, из которого вырезали идолов) – соломы, лыка – делали ритуальные чучела. С
антиповедением связаны ритуальные шум, смех и сквернословие как обереги от нечистой
силы, а брань, к тому же, была проявлением сексуальной магии.
Мы видим, что для перечисленных обрядов характерно выворачивание наизнанку
обычного мира, замена полюсов бинарных оппозиций модели мира: верхнее менялось с
нижним (например, обыгрывание половой сферы в непристойных выражениях и действиях),
мужское с женским, умное с глупым, одежда с наготой или лохмотьями и т.д. В целом,
«серьёзный», свой, упорядоченный мир менялся на «смеховой», чужой, хаотический.
Имитация «антимира», а затем разрушение его означало преодоление Хаоса и
восстановление порядка.
______________________________________________