Стр. 26 - 2

Упрощенная HTML-версия

В отдельных регионах в разные праздники сжигали соломенные чучела Кузьмы-
Демьяна (1 / 14 ноября) и Филиппа (14 / 27 ноября), хоронили Кукушку (40-й день по Пасхе),
в середине июня в дни летнего солнцеворота хоронили или топили в реке Сёмика и
Сёмичиху, Ярилу, Кострому, русалок, Купалу, освобождаясь таким образом от выполнивших
свою миссию сил природы. Например, Кукушку тайно хоронили как «свидетельницу» обряда
кумовления девушек, т.е. установления близкодружественных связей. Русалки приходили
весной
______________________________________________
14 См.: Миронов В.А. Двенадцать месяцев года. – М., 1991.
15 См.: Миловский А. Песнь жар-птицы. Рассказы о народных праздниках. – М., 1987.
и орошали дождем хлебородные нивы, но в период отрицания язычества их стали
воспринимать как души заложных (нечистых) покойниц, которых старались скорее
проводить обратно, в их мир, до следующего лета. Ярило, Купала - божества мужской силы,
весенней ярости, функции которых заканчивались с прорастанием зерна и всходами и т.д.
Интересно, что летом чучело топили или хоронили, то есть отправляли в нижний мир,
что соответствовало движению природы «вниз», к осени, после прохождения летнего
солнцестояния. Зимние сожжения символизировали движение вверх, и это связано с зимним
солнцестоянием, стремлением преодолеть смерть.
С разрушением старых сил природы и встречей весны связаны также обряды взятия
снежной крепости, сжигания ледяной горки, на которой разводили костры - знаки солнца,
под чьими лучами тают снежные покровы.
Иногда мифологических персонажей не уничтожали, а поклонялись им. Так,
соломенной куклой (стригушкой) встречали невесту и жениха – домашней Масленицей,
символом крепкого достатка и здорового потомства молодой семьи, домашней берегиней. Её
также выставляли в окнах и дворах в тот день Масленицы, когда молодые приходили к тёще
на блины. Отсюда, видимо, пошёл обычай дарить куклу на свадьбу.
На святки язычники устраивали торжественные ритуалы, чтобы умилостивить
небесных дев-нимф, повелевавших туманами, облаками, снегами. Люди представляли их
дородными красавицами и воплощали в образе снежных баб.
Традиционным обрядом плодородия и богатства был
ритуальный обход дворов
на
святки, Масленицу, Пасху, Семик, Коляду. Ходоки обычно являлись знаком того, что данный
период воспринимался как критический, когда Хаос вторгался в размеренную жизнь (ср.:
святочные бесчинства, масленичный разгул). Обходящие осмысливались как тени предков
или как представители хаотических сил, иного мира, которые способны навредить или
принести благополучие, если их соответствующим образом одарить. Интересный обряд
связан с Рождеством: ради большего приплода ягнят первого пришедшего колядующего
сажали на шубу из овчины. Сидев ший пришелец воспроизводил собой «скотьего бога»
Велеса – хозяина подземного мира. Как покровитель скота он мог обеспечить приплод.
Характерным элементом святочных и масленичных гуляний было
ряжение
. По
мнению исследователя В.А. Миронова начало святок идёт от обряда поклонения «скотьему
богу» Велесу, обращённых к нему заклинаний-просьб о даровании плодовитости и
благополучия домашнему скоту. Ритуальным одеянием древних жрецов Велеса были
звериные маски. Впоследствии в эти моления включили просьбы о будущем урожае, о
плодовитости женщин, а маски превратились в карнавальные атрибуты 16 .
Среди традиционных персонажей – звериные и птичьи маски: конь, бык, медведь,
коза, курица, журавль, старик и старуха, цыгане и др. Распространённым было переодевание
мужчин в женские одежды и наоборот. Одевали вывернутые наизнанку меховые вещи,