Стр. 25 - 2

Упрощенная HTML-версия

Зимние святки - русалии - (24 декабря – 6 января)
– двенадцатидневный
заклинательный комплекс, подводивший итоги прошедшего и определявший судьбу
предстоящего года. В этот период встречаются элементы почти всех обрядов, которые
предстоит выполнить в течение года.
Встреча весны и начало полевых работ (9 марта – 2 мая).
Главные праздники – Масленица, Пасха, отражают культ солнца, пробуждение
природы.
«Зелёные святки» – купальские русалии, семицкая неделя – (Семик, Троица – Иван
Купала 24 июня)
– кульминационная точка языческих гуляний, отличавшихся значительной
массовостью. Явно выражен культ воды, растительности, плодородия и плодовитости.
Осенние праздники – Рода и рожаниц, Рождество Богородицы – (август – начало
сентября).
Эти праздники имели благодарственную направленность, посвящались новому
урожаю, женским божествам, дающим новую жизнь.
Женские праздники (1 октября – 1 ноября)
– сезон посиделок, совместного прядения
льна.
Наиболее полно смысл и функция праздников раскрывается в главном из них,
который, как правило, происходит на переходе от старого года к новому. Восточные славяне-
земледельцы счет новому «лету» (именно так тогда называлась годовая единица времени)
начинали в марте. В середине XIV в. Церковь перенесла начало года на 1 сентября, а с 1492 г.
этот день был утвержден и для гражданского Нового года. Наконец, Петр I, реформировав
календарь, установил с 1700 г. празднование Нового года 1 января. Все эти даты были
приурочены к началу лунного месяца накануне или после одной из критических точек года.
Как уже отмечалось, наиболее опасными считались дни зимнего солнцестояния и весеннего
равноденствия, соотносимые с зимними святками и Масленицей.
Именно эти праздники в первую очередь были призваны преодолевать надвигавшуюся
катастрофу мира, силы Хаоса. Только согласованные ритуальные действия по созиданию
нового мира могли обеспечить дальнейшую жизнь и благосостояние людей. Видимо этим
объясняется лучшая разработанность обрядов, проводимых в указанные периоды, и их
сохранность до сегодняшних дней.
Поскольку разные праздники передают единый общий смысл, то в них много
одинаковых или похожих элементов, символов, атрибутов.
Рассмотрим некоторые наиболее известные народные обряды и их значение.
К числу центральных по частоте исполнения и богатству вариантов принадлежат
обряды похорон соломенного чучела и ритуальный обход дворов.
Манипуляции с
чучелом
отмечены во многих праздниках. Соломенную Масленицу в
виде женщины или, иногда, мужчины возили в санях несколько дней, а затем, оплакивая,
сжигали на костре. Предварительно её могли раздевать и разрывать на части. Сожжение здесь
несло очистительную символику, хотя образ Масленицы исследователи толкуют по-разному.
В.А.Миронов, например, считает, что она носит имя языческой богини Мажаны (Маржаны),
олицетворяющей мрак. Её уничтожали, чтобы под тёплыми лучами солнца вырос обильный
урожай 14 .
А. Миловский пишет о главном божестве, дающем жизнь, но которое к концу года
дряхлело, о чём свидетельствовало зимнее увядание природы. Люди оказывались перед
угрозой существования. Единственной возможностью дальнейшего благополучия казалась
замена состарившегося бога молодым, полным энергии и животворной силы. Ежегодное
умерщвление старого бога для возрождения его в новом обличье было, таким образом,
условием сохранения жизни племени 15 .