Стр. 29 - 2

Упрощенная HTML-версия

2.
Радуница, проводимая через 12 дней после «великого четверга», в начале
аграрного цикла работ. На погосте устраивали поминальную тризну с плачем и
причитаниями, христосовались с умершими, просили их об охране дома и двора, зарывали в
могилы и катали по ним крашеные яйца и поливали брагой (кормление земли, заклинание
урожая). К этому же дню были приурочены «вьюницы» (об
______________________________________________
18 Рыбаков Б.А. Язычество Древней Руси. – М., 1988. – С. 115-120.
ряд поздравления молодожёнов) - предки должны были освятить новую семью и
покровительствовать ей.
3. 20 апреля / 3 мая - Фёдоров день, когда, по поверью, покойники тоскуют по
земле, отмечается посещением кладбища, причитанием и зазыванием мёртвых родителей.
Особо выделялась поминальная суббота перед Троицей, на «зелёные святки»
(семиковая неделя) в самый разгар весенних молений о росте и благополучии взошедшего
хлеба. Выглядел этот обряд довольно странно, поскольку плач и «великий вопль» по
умершим сменялся буйной тризной с «бесовскими играми» специально приглашаемых
скоморохов и общими плясками-пением, а иногда и драками. Во многих местах поминовение
сопровождалось продажей дудок и свистков, громким криком и свистом.
Б.А. Рыбаков объясняет это своеобразное сочетание плача и плясок стремлением
противопоставить мертвенному началу начало жизнеутверждающее 19 . Однако более
подходящим видится толкование А.В. Юдина и Л.Н. Виноградовой, которые отмечают, что
на Семик приходился праздник поминовения заложных (нечистых) покойников - детей и
молодых людей, не вступивших в брак. Их души могли возвращаться на землю в весенне-
летний период, признаком чего было расцветание цветов (старики, «родители», умершие
своей смертью, приходили на землю в осенне-зимнее время). В эти дни особенно шалили
русалки - души заложных покойниц, враждебных живому человеку. Поэтому в Семик
совершались обряды, чтобы защититься от этих духов (магический шум на поминках) и даже
избавиться от них (обряды «похорон русалки», «проводы русалки») 20 .
4. 26 октября / 8 ноября - «Дмитровская (родительская) суббота» и вся
предшествующая Дмитровская неделя. Поминовение проходило как дома, так и на кладбище
и вновь завершалось разгулом. Оно было связано с окончанием обмолота урожая и всех
мужских и женских сельскохозяйственных работ. Богатое угощение из 12 зерновых и мясных
блюд служило знаком благодарности предкам за дарованные ими блага.
______________________________________________
19 Там же. С. 118.
20 Юдин А.В. Указ. соч. – С. 149-150.
Как видно, моления были семейными и общественными, что говорит об их связи с
проблемами как одного дома, так и всего селения. Встречающееся в обрядах число 12,
видимо, свидетельствует об экстраполяции поминаний на все 12 месяцев года. Внимание к
умершим проявлялось не только в поминальные дни, но и в другие праздники. В Сочельник,
например, вечером во дворе зажигали большой костёр из соломы или навоза. Огонь считался
местом притяжения душ, символизировал неразрывную связь двух миров. Души покойников
собирались вокруг костра греться, а живые здесь же в глубоком молчании молились за них.
Характерная форма общения двух миров -
гадания.
В них проявляется желание людей
войти в контакт с потусторонними силами с целью узнать о своём будущем. Гадали, главным
образом, на зимние и летние святки, когда активизировались эти силы. Причём явно более
значимым был зимний период (от Рождества до Крещения) - время наибольшей