Стр. 19 - 2

Упрощенная HTML-версия

6 Юдин А.В. Русская народная духовная культура. – М., 1999. – С. 24.
7 В мифологической традиции Космос понимается как организованная в соответствии
с определенным порядком Вселенная. У наших предков проекцией Космоса был Мир, а в
социальных отношениях - община.
8 В связи с неточным счетом юлианского календаря, а также переходом России в 1918
г. на григорианский даты критических точек часто перемещались. Приводим для сравнения
данные Ю.Рыбакова по славянским календарям IV в. и современные:
IV в. наст. вр.
зимнее солнцестояние
23 декабря 21-22 декабря
весеннее равноденствие
24-25 марта 20-21 марта
летнее солнцестояние
23-24 июня 21-22 июня
осеннее равноденствие
23 сентября 22-23 сентября
дни зимнего солнцестояния и весеннего равноденствия – периоды неопределённости,
когда, в первом случае, световой день минимален, а ночь нескончаема, будто Солнце
колеблется, стоит ли ему возвращаться; или когда, во втором случае, зима борется с весной и
никак не хочет уступать свои права. В критические дни первобытный Хаос, из которого
когда-то был сотворен мир, частично как бы восстанавливает свои права, проникает в
организованный Космос. В такие моменты смыслом бытия людей становится спасение мира,
противостояние Хаосу. Для этого надо воспроизвести первоначальные действия его
сотворения, наполнив таким образом жизнь новой силой. Порядок этих действий сохранялся
в мифах, которые древний человек принимал за правду 9 .
Характер действия тесно связан
с мифологической концепцией пространства и
времени.
Первобытные культуры и развитые религии представляют мировое
пространство
как
серию кругов, имеющих общий центр. Центр – это место сотворения мира, наиболее
сакральная (священная) его точка, где изливается божественная энергия, растекаясь во все
стороны. Мир («наш мир») в традиционном обществе ограничен территорией обитания, за
пределами которой простирается неизвестный, «чужой мир», Хаос 10 .
В восточнославянском фольклоре наиболее внешней областью мифологического мира
является море-океан (как воплощение первоначального Хаоса), на котором стоит остров Буян
(следующая область). Последняя перед центром область – изба, кузница, а в самом центре
находится камень (Алатырь), столб, дерево, печь, красный угол или другие объекты,
равнозначные представлениям о Мировом Дереве или Мировой Горе (источники порядка и
чистоты) 11 .
______________________________________________
9 Существуют разные точки зрения о характере связи “миф - обряд”: 1)
ритуальная
-
миф создавался как интерпретация совершаемого ритуала (Ю.П.Францев и др.); 2)
мифологическая
- обряд складывался на основе мифа, как его инсценировка (Е.М.
Мелетинский, А.Н.Афанасьев и др.). Ритуальная теория является преобладающей, хотя
многие ученые признают и возможность обратного воздействия мифа на обряд.
10 Стеблин-Каменский М.И. Миф. – Л., 1976. – С. 32-36, 44 и др.; Элиаде М.
Священное и мирское. – М.,1994. – С. 27.
11 Юдин А.В. Указ. соч. – С. 36.