Стр. 20 - 2

Упрощенная HTML-версия

Мир описывался системой основных содержательных двоичных
противопоставлений
(бинарных оппозиций), которые определяли пространственные, временные, цветовые,
социальные и другие его характеристики:
– верх-низ,
– правый-левый,
– сухой-мокрый,
– день-ночь,
– белый-чёрный,
– огонь-вода,
– чёт-нечет,
– мужской-женский,
– добро-зло,
– свой-чужой,
– жизнь-смерть,
– сакральный-мирской,
– счастье-несчастье и т.п.
Одному из элементов оппозиции обычно приписывалось положительное значение,
другому - отрицательное. Таким образом, мир можно было оценить и установить связь между
его отдельными объектами и явлениями. Например, идея справедливости оказывается
связанной с представлениями о пространстве:
прав
да,
прав
о,
прав
ильный,
прав
ый, но
«левое» дело. Правая сторона связывается с верхним, светлым, мужским, а левая – с нижним,
тёмным, женским началом. Поэтому мужчины носят одежду с правой застёжкой, а женщины
– с левой, невеста находится слева от жениха и т.д.
В традиционной картине мир представлен
вертикальной и горизонтальной
структурами.
Вертикальная модель пространства троична, она моделируется с помощью
Мирового древа (райское дерево Вырий, берёза, дуб, сосна, рябина, яблоня): с кроной
соотносится верхний мир, мир богов, небеса, птицы; со стволом – средний, земной мир,
пчёлы, копытные животные; с корнями – нижний, подземный мир, царство мёртвых,
хтонические (подземные) животные (лягушки, змеи, насекомые, бобры), грибы. Троичная
структура является также универсальной моделью любого процесса движения и развития:
возникновение, развитие и упадок.
Горизонтальное пространство организуется четвёркой: четыре стороны света,
соответствующие им четыре ветра. Сакральными оказываются числа, производные от тройки
и четвёрки: 7 (3 + 4) и 12 (3 х 4) – семь небес, богов языческого пантеона, двенадцать
месяцев, лихорадок, сказочных братьев и т.п.
Итак, пространство, как мы видели, неоднородно. Но такой же качественной
неоднородностью характеризуется и мифологическое
время
(«начальное» время, период
первотворения мира). Любой момент времени в суточном, годичном и эпохальном круге
наделён определённой сакральностью, но уровень её существенно различается. Так, в сутках
есть «добрые» и «недобрые» часы, особо критические моменты – полдень, полночь, рассвет и
закат. Год понимался древним человеком как замкнутый круг, он имел начало и конец и мог
возрождаться в форме Нового года посредством обряда «пересоздания» мира. Участвуя в
ритуале «конца света» и его «воссоздания», человек и сам проходил эти стадии, рождался
заново, возобновлял запас жизненных сил. В году, как уже отмечалось, были свои
критические точки, будни чередовались с праздниками, и последние были наполнены
значительным сакральным смыслом. Для древнего человека было очень важно определиться
в связях с природой, миром, воздействовать на состояние «того», а в итоге – и на состояние
этого света. Взаимоотношения миров упорядочивали праздничные ритуалы. Они вовлекали