результате сложились ритуалы, сохранявшиеся по традиции и дошедшие как пережиток до
ХХ века, например, обряд опахивания деревни 5 .
35 - 40 тыс. лет назад произошла трансформация палеоантропов в неоантропов -
людей современного физического вида (Homo sapiens), что совпало с переходом к позднему
(верхнему) палеолиту. Завершилось становление человеческого общества и 8 - 10 тыс. лет
назад заканчивается период первобытной охотничьей культуры.
В мезолите (5 - 8 тыс. лет назад) осуществился переход от потребляющего к
производящему хозяйству, возникло земледелие и скотоводство. Эти революционные
изменения вызвали не только прогресс производительных сил в эпоху неолита (4 - 5 тыс. лет
назад), но и радикально изменили образ жизни первобытных людей. Резко возрос уровень
познания окружающей природы, так как от нее, от умения овладевать ею во многом зависело
существование земледельца.
К этому времени у человека появились начальные объяснения мира и самого себя.
Первое законченное представление о мире дает так называемое Мировое дерево, образ
которого был детально разработан у неолитических охотников. А земледельцы завершили
создание архаичной картины мира, основанной на одушевлении природы, анимизме,
тотемизме, магии, вере в духов и богов, что уже хорошо нам известно по языческой культуре
восточных славян.
Языческое общество относится к типу культур, ориентированных на духовные
ценности, где значительна роль традиционных элементов в образе жизни
.
______________________________________________
5 Опахивание - обряд охранительной магии, защиты от всякого зла: стихийных
бедствий, болезней людей и скота и проч. Глубокой ночью и в тайне от мужчин на окраине
села собирались женщины и, раздевшись до нижней рубашки или донага, распустив волосы,
пропахивали сохой борозду вокруг деревни (в христианское время стали носить икону и
кадило впереди процессии). Если при этом встречали мужчину, то нападали на него и
избивали.
Под
традицией
в данном случае подразумеваются древние знания о возникновении,
устройстве и судьбах мира и человека. Время освещает традиции, придает им
сверхестественное происхождение, что нашло отражение в мифах, преданиях, орнаментах,
музыкальных формах, танцах, обрядах, имеющих строго определённое ритуальное значение 6 .
Миф был способом человеческого бытия и попыткой осмыслить его, образцом традиционных
моральных ценностей и магической веры, доказательством целесообразности обрядов и
культов. Миф отражал интуитивно распознаваемую сознанием первобытного человека
закономерность и упорядоченность явлений природы в форме ритмичности, цикличности
движения мифологических образов.
Одни и те же символы и ритуалы многократно воспроизводились из поколения в
поколение фактически без изменений. По мнению учёных, такой высокий авторитет
традиции обусловлен её
функциональным назначением.
Она не только
объясняет мир
(его
создание, взаимоотношение основных мифологических персонажей и т.д.), но, что самое
важное, –
заботится о сохранении данного мира,
способах его спасения, поддержания
устойчивости строения Космоса 7 .
Дело в том, что с позиций мифологического сознания, мир, двигаясь по бесконечным
кругам времени, изнашивается, теряет заряд первоначальной святости. В этом движении он
проходит промежуточные
критические точки:
зимнее и летнее солнцестояние, весеннее и
осеннее равноденствие 8 . Самую большую опасность таят в себе
______________________________________________