качеством как речевая компетентность, которое регулирует речь
специалиста и определяет ее направленность и индивидуальное
своеобразие, проявляющимся в сознательном отборе и адекватном
применении речевых средств (вербальных, невербальных и
паралингвистических), в зависимости от конкретных ситуаций
общения. Речевая компетентность имеет определенные критерии,
характеристики показателей которых помогают определить уровень
сформированности данного качества в процессе применения
технологии при обучении языковым дисциплинам.
Языковые дисциплины (латинский и иностранные языки) как
средство педагогической технологии формирования речевой
компетентности
будущего
специалиста
имеют
следующие
возможности:
1) формирование речемыслительной деятельности на основе
когнитивного освоения языкового материала;
2) моделирование профессиональной деятельности в обучающе-
воспитательных ситуациях;
3) общение с иноязычными коллегами и работа с оригинальной
медицинской литературой;
4) расширение
профессионального,
лингвистического
и
общекультурного кругозора;
5) формирование эмоциональной сферы будущего специалиста;
6) формирование предметных умений и способов деятельности,
направленных на выделение и анализ системы понятий,
определяющих содержание профессиональной деятельности
врача и провизора.
Возможности языковых дисциплин как средства формирования
речевой компетентности, связаны с психологическими механизмами
интериоризации речевого образца, переход его во внутренний план
личности, превращения в ориентировочную основу речевого
высказывания и генерализации данного качества под влиянием
внешней ситуации, когда возникает актуальный мотив речевой
деятельности, обусловливающий состояние личности в данный
момент. При повторении и варьировании подобных ситуаций, это
состояние генерализуется, то есть становится качеством,
определяющим речевую деятельность личности.