Стр. 84 - 2

Упрощенная HTML-версия

преподавателю, за короткое время, отведённое программой на
обучение иностранному языку, приходится учить не языку вообще, а
языку в его конкретном употреблении. Поэтому преподаватель
должен постоянно переосмысливать содержание своего опыта и
своего внутреннего «Я» в образовательном процессе, т.е. постоянно
работать над собой (эта работа не имеет ни выходных дней, ни
отпусков). Анализ практики повседневного педагогического общения
показывает, что стихийно формируемый уровень рефлексивных
процессов оказывается недостаточным для осознания педагогом
проблем собственной деятельности, оценки и коррекции ее
результатов.
Результатом такого рефлексивного процесса является раскрытие и
вовлечение творческого потенциала педагога в его профессиональную
деятельность,
конструктивное
перестраивание
устаревших
стереотипов и норм мышления, общения, взаимодействия с другими
людьми. Педагогическая рефлексия способствует оптимальной
организации преподавателем своей деятельности, когда наступает
момент отрыва от содержания обучения, а процесс организации
процесса обучения, взаимодействия со студентами становится
предметом собственного анализа и осмысления. Тогда преподаватель
оказывается в позиции исследователя по отношению к собственной
деятельности, пытаясь установить зависимость многообразных связей
компонентов обучения с его успешностью, что приводит к
достижению нужного результата. В этом смысле рефлексия выступает
как универсальный механизм саморегуляции, фиксирующий процесс
деятельности и его результаты, помогающий увидеть проблемы
собственной деятельности: конфликтные, затруднительные ситуации.
Таким образом, личностные и профессиональные качества
преподавателя как средства технологии формирования речевой
компетентности многофункционально. Преподаватель в учебном
процессе выполняет функции, которые подразделяются на две группы
-
целеполагающие
и
организационно-структурные.
В первую группу
входят
ориентационная,
развивающая,
мобилизующая
и
информационная.
Эта
группа
функций
соотносится
с
дидактическими, академическими, авторитарными способностями
человека. И здесь возникает важная психологическая проблема