6) как развивается информация текста;
7) каким образом быстро и экономно можно представить модель
текста, чтобы запомнить его информацию и по модели
восстановить содержание прочитанного.
Одно из важнейших условий моделирования текста - построение
семантической модели текста, что вытекает из самой цели и задач
подхода.
При психолингвистическом подходе под моделью текста
предлагается понимать воспроизведение основных внутритекстовых
связей, передающих развитие мысли: темы, речевой задачи текста,
микротем, данной и новой информации текста. Модель текста можно
зафиксировать словесно или представить в виде схемы. Здесь
необходимо подчеркнуть, что модель - не простой заместитель
объекта, а форма научной абстракции особого рода, в которой
выделенные существенные отношения объекта закреплены в наглядно
воспринимаемых и представляемых связях и отношениях единичного
и общего, при котором на первый план выдвинуты моменты общего,
существенного характера.
Умения выделять существенные смысловые связи при чтении
текста, моделировать его структурно-смысловой каркас, облегчают
процесс чтения и объективное понимание развития смысла в нём. В
предлагаемой модели текста основные смысловые связи должны быть
представлены в виде ключевых слов и словосочетаний, фокусом их
является речевая задача текста. Структурные элементы модели - тема,
речевая задача, микротемы, данная и новая информация текста,
текстообразующие функции предложения обеспечивают прогрессию
текста, обобщение, направленное развитие текстовой информации,
помогают осознать принципы построения текста, являются средством
раскрытия его семантики.
Специфика медицинского текста требует герменевтического
подхода, т.е. «понимающего», вследствие того, что он отражает
сущность медицинского текста как содержания медицинского знания
или деятельности. При этом у студента синтезируются рациональные,
эстетические и этические оценки, представленные затем в его речи,
придавая ей личностно-эмоциональную окраску.