В работе с учебным материалом развивается воображение
обучаемых, которое позволяет выйти за пределы заданной ситуации,
творчески её представить, действовать не в явных, а в
предполагаемых условиях. Опора на воображение студентов является
условием для разнообразия сюжетов ролевых игр, вопросов и
вариантов ответов.
Логичность
, ещё одна характеристика речевой компетентности,
развивается в условиях обсуждения проблем, построения
высказываний в форме комментирования и рассуждения. Обучение
рассуждению заключается в том, чтобы научить студентов строить
причинно-следственные
связи.
Логичность
обеспечивает
доказательность, обоснованность, убедительность, стройность и
ясность высказываний студентов. Развитие этого свойства
необходимо для того, чтобы воспроизводились не готовые знания, а
самостоятельно выводились понятия, формулировались суждения,
умозаключения. Чем лучше развито это качество, тем успешнее
студенты переходят от описания как типа высказывания к
комментированию и рассуждению, что требует логического анализа.
(Например, задание при изучении темы «Медицинское образование в
России» на 2 курсе всех факультетов: докажите необходимость
изучения гуманитарных дисциплин или их необязательность лично
для вас).
В работе над языковым материалом формируется
гибкость
мышления
. Это свойство проявляется в разнообразии способов
решения проблемы. Гибкость мышления позволяет без затруднений
перестраивать ранее намеченный план высказывания, реагировать на
неожиданные реплики партнёров по речевой ситуации, свободно
входить в ситуации взаимоотношений участников данной речевой
ситуации, проявлять речевую инициативу, находить пути решения
задач. Одним из приёмов развития гибкости мышления при изучении
иностранных языков является введение неожиданных условий в
выполнение задания. Например, в процессе своего ответа обучаемый
получает неожиданный для него вопрос, или в процессе ролевой игры
вводится изменение в сюжете.
Содержание учебного материала как одно из развивающих средств
формирования речевой компетентности студентов обладает