мысли. Участвуя в ролевых речевых ситуациях и обсуждая проблемы,
студенты
усваивают
определённый
способ
решения
речемыслительной задачи. Например, для некоторого типа задач
необходимо, прежде всего, узнать мнение каждого по обсуждаемому
вопросу, разделить эти мнения на положительные и отрицательные,
выделить самые аргументированные и логичные мнения, высказать
собственное согласие или несогласие, используя для этого адекватные
речевые конструкции. Эти и другие приёмы работы формируют
конкретность высказывания.
Например, при изучении темы «Профессиональная речь врача»
(2курс лечебного факультета) было предложено задание: Что вы
думаете о мнении, что врачу необязательно разговаривать с
пациентом в процессе лечения (соотнесённость с темой «Работа
врача в стационаре»). Высказывания были разделены условно на три
группы: три человека утверждали, что врачу необязательно говорить с
пациентом, объяснять ему ход лечения и выслушивать его жалобы,
что это мешает сосредоточиться на самом лечении (видят не
пациента, а болезнь); семь человек высказались о необходимости
сообщать пациенту только информацию о ходе лечения, и только
четыре студента в ходе высказывания доказали, что врачу
необходимо уметь говорить с заболевшим человеком, что правильное,
умелое речевое поведение, способствующее установлению контакта,
помогает обнаружению причины заболевания и успешности его
лечения. Это задание вылилось в поведенческую речевую ситуацию:
лежачий/ходячий больной - лечащий врач.
Сообразительность
позволяет создавать в речи продолжительные
логические построения и делать соответствующие умозаключения. От
уровня сообразительности студентов зависит полнота усвоения
системы грамматических времён изучаемого языка в виде основных
правил, схем и речевых образцов. Одним из приёмов является
выполнение студентами последовательности команд, где необходимо
правильно понять речевые действия партнёра по речевой ситуации.
(Например, задание: установите последовательность действий врача
при первичном осмотре ротовой полости. Тема: «Болезни ротовой
полости» на 2 курсе стоматологического факультета).