Психологическим условием
, которое делает возможным следование
студента рекомендациям технологии формирования речевой
компетентности является положительная мотивационная основа
овладения деятельностью. Иначе говоря, если не будет желания
учиться осваивать профессию врача через речевую деятельность, то
никакие ориентирующие материалы не помогут успешно овладеть
деятельностью, т.к. обучаемый просто не будет ими пользоваться,
проигнорирует их.
Ход и результаты применяемых диагностических методов
позволили
выявить
оптимальные
педагогические
условия
формирования речевой компетентности студента-медика, которые
условно можно разделить на четыре группы:
- к первой группе относятся условия, обеспечивающие подготовку и
адаптацию самих субъектов учебной деятельности к методам и
способам этой деятельности, к методическим требованиям
технологии,
рассчитанным
на
определенный
уровень
интеллектуальной и мотивационной готовности обучаемых
(потребность правильно говорить на основе усвоенных речевых
образцов, познавательный интерес к языкам, мотивация
достижений). Кроме того, данная группа условий обеспечивает
психологическую готовность преподавателей к преодолению
методических стереотипов, сложившихся в прежнем опыте
традиционного обучения. Подготовка преподавателя заключается в
необходимости отказа от стремления учить и давать знания в форме
«вываливания самосвала», а в освоении навыками управления
деятельностью (умение ставить задачи, корректировать ход их
решения на основе схем ориентировочной основы речевого
действия, фиксировать и оценивать результаты собственных усилий
студентов). Адаптация обучаемых состоит в подготовке их
мотивационно - потребностной сферы («хочу») в интеллектуально-
познавательном плане («могу») к самостоятельному обучению в
присутствии преподавателя – наставника, консультанта.
- вторую группу условий составляют условия, имеющие своей
доминирующей целью обеспечение формирования системы
языковых знаний и речевых умений, позволяющей перейти от
репродуктивной речи к самостоятельной; от внешнего контроля