афоризм Qualis vir, talis oratio (Каков муж, такова и речь его). В
результате обсуждения, направляемого педагогом, студенты приходят
к выводу, что речевая компетентность - профессиональное качество,
регулирующее и обусловливающее речь специалиста. Далее студенты
знакомятся с содержанием карты, где показаны критерии речевой
компетентности, их показатели и характеристики показателей.
Студенты обсуждают их вместе с преподавателем, при этом
преподаватель должен объяснить, почему именно эти критерии и их
показатели определяют уровень сформированности речевой
компетентности. На эту работу уходит одно занятие. Карты готовятся
в двух экземплярах: один остаётся на руках у каждого студента,
второй - у преподавателя. Затем преподаватель объясняет студентам
методику оценивания. Оценивание задания преподавателем
происходит по характеристикам показателей критериев речевой
компетентности, тогда как студенты фиксируют в своих таблицах
успех-неуспех высказывания:
- правильность речи
- адекватность речевых средств;
- логичность речи;
- конкретность речи;
- богатство речи;
- личностный смысл;
- терминологичность;
- мотивация (информация, самовыражение, самоутверждение и т.д.).
На речевое высказывание отводится не более 5 минут.
Правильность
речи оценивается по степени соответствия
высказывания
языковой
норме.
Учитываются
следующие
несоответствия:
- ошибки в грамматическом строе речи;
- ошибки в построении синтаксических конструкций;
- ошибки в произношении;
- неверное употребление слова в данном контексте;
- использование русских слов-паразитов в высказывании (типа
«значит», «так», «вот» и т.п.).
Логичность
речи оценивается по степени последовательности,
чёткости построения речи.