Стр. 39 - 2

Упрощенная HTML-версия

потом уже целенаправленно формировать, в чём и заключается
сущность воспитания в технологии формирования речевой
компетентности в процессе обучения языковым дисциплинам.
Воспитание в точном значении этого слова - процесс личностно
образующий, отличный от научения, привития, дрессировки. Это
естественный процесс удовлетворения потребностей двух поколений,
который, по словам А.С.Макаренко предстаёт как дело лёгкое,
радостное и счастливое. Отчуждение от воспитания хотя бы одного из
его субъектов - воспитателя или воспитанника - разрушает этот
процесс, его сущность, превращая воспитание в навязанное общение
для воспитанника, а воспитательную работу для педагога в
формальность.
В.В.Сериков рассматривает воспитательный процесс через
овладение
соответствующими
ситуациями,
технология
конструирования которых включает два момента :
1) трансформацию культурных объектов из предметной в
социально-коммуникативную, организационно-деятельностную,
диалогическую, в которой они могут быть адекватно присвоены
воспитанником;
2) создание условий для субъективации (присвоения) учащимся
некоторой социальной нормы (в нашем случае - речевой нормы);
последнее предполагает определённую логику развития ситуации
от внешнего к внутреннему диалогу.
В качестве ступеней развития
ситуации
выделяются следующие
уровни субъективации (речевой ориентировки) участников
педагогического общения, на основе некоторых положений теории
личностно ориентированного проектирования образовательных
систем:
1) исходный уровень воспитательного взаимодействия - это
актуализация ситуации ориентировки студента, когда учебный
предмет обладает первой и простейшей ценностью - новизной.
Когда ситуация воспитания развивается от первого чувственного
общения с предметом к разумному оцениванию его значимости, а
затем к соотнесению его с высшими ценностями (речь как
ценность и актуализация общечеловеческих ценностей в слове).