смыслопоискового
диалога
, обеспечивающего единство и взаимосвязь
критериев речевой компетентности будущего специалиста.
Роль преподавателя в
диалоге
- помочь студенту сформировать свой
образ мыслей, своё видение проблемы, свой путь решения задачи и
выразить всё это адекватными словами. Процесс обучения и
воспитания в диалоге выступает не как воздействие преподавателя на
студентов, а как разновидность совместной деятельности, в которой
студент работает над формированием речевой компетентности в
благоприятной среде и с помощью преподавателя, выступающего в
роли консультанта.
Учебный диалог реализуется при условии, когда:
- вопросы, вынесенные преподавателем на рассмотрение,
подобраны с учётом готовности студентов к диалогу и уровня
сформированности у них речевой компетентности как качества
будущего специалиста, опыта речевого общения и речевой
адекватной реакции на неожиданные и неоднозначные суждения;
- учебный процесс включает элементы театрализации, воплощение
образов
в
динамичном
действии
игровых
ситуаций
профессионально-ролевого типа;
- проблемное диалогическое общение представляет собой
целостную систему языковых знаний, вопросов, ситуаций,
предполагающую постепенное, последовательное восхождение к
возрастающей речевой самостоятельности студентов;
- преподаватель систематически диагностирует готовность к нему
учащихся, используя педагогические задания, сочинения,
опросники,
тезаурус
по
изучаемым
специальным,
грамматическим
или
разговорным
темам,
создание
преднамеренных речевых ситуаций, карты наблюдений и другие
методы исследования.
Организуя диалог, преподаватель должен стремиться учитывать
субъектную позицию студента, выражающуюся в способности
погружаться в себя, осознавать собственные переживания, открывать
свой собственный мир и скрытым порой от глаз других способом
формировать личное качество.
Профессиональное качество - речевая компетентность - не
появляется внезапно. Его необходимо сначала спроектировать, а