личностный рост студентов и преподавателей. Это проявляется в
более осознанном, зрелом отношении к обучению не просто как к
формальной подготовке к настоящей жизни, а как к проживанию
ситуации «здесь и сейчас», что чрезвычайно важно для становления
личности, собственной жизненной и профессиональной позиции.
Формальные критерии оценки (например, тесты) превращаются
только в инструмент понимания степени освоения необходимой
информации, знаний. Упор делается на решении
воспитательных
ситуаций
, моделируемых, максимально приближенных к жизни, что
требует учебно-методического обновления содержания процесса
обучения языковым дисциплинам, которое должно быть
ориентировано на формирование необходимых специалисту
профессиональных качеств, связанных с интимной, ценностно-
смысловой сферой личности.
Такие ситуации ставят студента перед необходимостью проявить
себя как личность, поскольку затрагиваются вопросы статуса,
признания, самоопределения, ведущие жизненные потребности. Эта
ситуация «востребованности» личностных проявлений, называемая
личностно ориентированной, как бы запускает механизмы
личностного развития. По внешней форме эта личностно-
ориентированная ситуация представляет собой учебную проблему, в
которой студенту предоставляется совершить действие, выраженное
словами, увидеть себя в отношении к другим людям, в событийности
с ними, сделать вывод из собственного опыта, преодолеть внутренний
кризис, наметить жизненную программу. Для этого ему нередко
требуется мужество, чтобы подвергнуть ревизии смыслы и цели
учёбы, своего места в выбранной профессии и жизни. При этом
студенту приходится преодолевать собственные эмоции, овладевать
переживаниями, приходить к верным выводам .
Преподаватель в этой ситуации выступает в качестве педагога, т. е.
детоводителя, поддерживающего студента, помогающего ему
организовать учебную деятельность в соответствии с личностно
значимыми целями. Для этого преподаватель должен знать
жизненные проблемы студентов и строить ситуацию в контексте этих
проблем, а образовательный процесс должен носить характер